Вчера кандидат в президенты США от республиканской партии Дональд Трамп представил свое видение будущего внешнеполитического курса страны. Его внешнеполитическая концепция отталкивается от лозунга «Америка прежде всего».
Вкратце концепцию можно описать так: сильные США намерены блюсти в первую очередь свои экономические и политические интересы, а союзники должны платить за безопасность.
По мнению Трампа, после Холодной войны США так и не смогли определиться с новым внешнеполитическим видением, в результате совершали ошибки одну за другой, особенно на Ближнем Востоке.
Кандидат описал три проблемы, которые, с его точки зрения, остаются для США первоочередными во внешней политике.
Во-первых, Трамп заявил, что союзники рассматривают США как слабое, всепрощающее государство, а потому не хотят нести необходимые расходы на поддержание безопасности, рассчитывая, что заплатят США. «Мы потратили дополнительные триллионы долларов на самолеты, ракеты, корабли, оборудование, укрепляя свою армию, чтобы обеспечить сильную систему обороны для Европы и Азии. Страны, которые мы защищаем, обязаны платить за стоимость этой обороны. А если нет, США должны быть готовы предоставить этим странам возможность обороняться самостоятельно».
Во-вторых, Трамп обвинил администрацию Барака Обамы в том, что та ослабила американскую армию, ослабив экономику. «Он (Барак Обама) подорвал наше положение расточительством, огромными долгами, низкими показателями роста, огромным торговым дефицитом и открытыми границами. Наш дефицит торгового баланса приближается к $1 трлн в год. Мы восстанавливаем другие страны, в то же время ослабляем собственную», – заявил кандидат.
В-третьих, по его словам, дружеские страны считают, что более не могут полагаться на США. Здесь Трамп также обвинил администрацию Обамы в ошибках. «У нас был президент, который не любил друзей, и кланялся врагам. Мы никогда не видели подобного ранее в истории нашей страны. Он заключил катастрофическое соглашение с Ираном, а потом мы видели, как Иран игнорирует условия этого договора, когда чернила еще не высохли. Ирану нельзя позволить обладать ядерным оружием, этого нельзя допустить». В связи с Ираном досталось и отношениям администрации Обамы с Израилем. По словам Трампа, администрация Обамы слишком сильно раскланивалась с Ираном, оскорбив этим давнего друга США в регионе – Израиль. И благодаря активности администрации, Иран смог укрепить позиции, ценой Израиля и самих США.
В своей внешнеполитической концепции Трамп уделил особое внимание отношениям с Китаем и Россией. «Президент Обама беспомощно наблюдает, как Северная Корея наращивает агрессию. И все больше расширяет ядерный потенциал. Наш президент позволил Китаю продолжать экономическую атаку на американские рабочие места и благосостояние», – сообщил Трамп. По его словам, у США есть необходимые рычаги воздействия на экономическую мощь Китая, благодаря чему американская сторона может заставить Китай делать то, что он «должен делать» в Северной Корее, которая целиком вышла из-под контроля. Кроме того, согласно концепции Трампа, сильная Америка будет более уважаема коммунистической властью Китая.
Кроме прочего Трамп заявил: «У нас серьезные различия с этими двумя странами (Россией и Китаем), и мы должны отчетливо принимать их во внимание. Но нам не обязательно быть неприятелями. Мы должны искать общий язык на основе общих интересов». По его словам, Россия также стала свидетелем «кошмаров со стороны исламского терроризма». «Я считаю, ослабление напряжения и улучшение отношений с Россией, исключительно с позиции силы, абсолютно возможно», – добавил Трамп. Он также заметил, что «цикл враждебных отношений должен вскоре завершиться, и это позитивно для обеих стран». По его словам, если при его администрации США не смогут добиться «отличной сделки» с Россией с учетом интересов обеих стран, американская сторона просто выйдет из-за стола переговоров.
В целом, по словам Трампа, его администрация сосредоточится в первую очередь на проблеме американской безопасности, остальные вопросы будут идти следом. Он подчеркнул, что не намеревается отправлять американских солдат для участия в боевых действиях, если только у его администрации «не будет плана победы с большой буквы».
Озвученная Дональдом Трампом концепция – смесь лозунгов и громких заявлений, лишенных конкретики. Одно дело заявить о том, что Ирану не позволят иметь ядерное оружие. Другое дело – разбираться с крайне запутанными отношениями союзников и врагов в самом регионе, аннулировать и перезаключать соглашения, учитывая влияние ситуации на цены на энергоносители. Одно дело – кричать о том, что Китай можно заставить надавить на Северную Корею, другое дело – реально заставить Китай сделать что-либо в регионе, который тот считает сферой своих интересов.
По большому счету, Трамп обращается с внешнеполитическим направлением с позиции дельца, собравшегося заключить ряд сделок. Согласно его позиции, отношения с другими государствами можно выстроить одномоментно, в ходе деловых переговоров, учитывая ключевые интересы всех сторон, а если не выйдет – просто встать из-за стола и хлопнуть дверью. При этом он не учитывает того факта, что ключевые интересы одной стороны (например, США), могут целиком противоречить ключевым интересам другой стороны (например, Китая или России). Более того, не учитывать в этой связи влияние международной среды, как будто отношения с союзниками и неприятелями выстраиваются в вакууме, – все равно, что оперировать параметрами сферического кота Шредингера для решения прикладной задачи.
И хотя вся концепция звучит неубедительно, проблема заключается в том, что она содержит все те пункты, которые невежественный избиратель хочет слышать. Трамп не ориентируется на того, кто знает, как. Он ориентируется на того, кто не хочет знать, как. А для такой аудитории концепция «Америка прежде всего» звучит просто идеально.