Политика

Нацсовет по ТВ взбунтовался против власти

В преддверии президентских и парламентских выборов 2019 г. власть пытается взять под контроль медиа-пространство, удалив из него всех несогласных. Прежде всего, это касается интернета и телевидения.

В сфере интернета предпринимаются попытки протащить закон о внесудебном закрытии сайтов, этакий закон о беззаконии. Впрочем, и без этого закона власть начала на основании санкционных списков СНБО практику блокировки сайтов, в число которых попадают не только сепаратистские и московские «пропагандонские» ресурсы, но и вполне патриотично настроенные интернет-издания. Надо полагать, это такой пробный шар, акция устрашения и возможность под видом якобы защиты национальных интересов свести счеты, переделить медиа-пространство, выдавить конкурентов.

В интернет-сфере такие «фокусы» проходят, поскольку отсутствует тщательно прописанное законодательство.

С телевидением все оказалось сложнее, в том числе, и потому, что здесь многие вопросы завязаны на Нацсовет по вопросам телерадиовещания. Попытки власти «нагнуть» этот орган, чтобы заставить замолчать и/или взять под контроль перед выборами топовые телеканалы, пока что проваливаются по причине нежелания ряда членов нацсовета играть в ту игру, которую им навязывают.

Недавно в Нацсовете вспыхнул новый скандал. Он вызван заявлением об уходе Ольги Герасимьюк с занимаемой должности члена совета и заместителя его главы. Пост председателя совета, напомним, занимает Юрий Артеменко.

Это не простое увольнение по собственному желанию. В качестве причины своего увольнения Ольга Герасимьюк называет «негативную морально-нравственную атмосферу» в Нацсовете, политизацию работы регулятора. Она обвинила власть в том, что она создала «неприемлемые для независимой регуляторной деятельности условия».

Вспыхнувший скандал подтвердил звучавшие ранее со стороны ряда телеканалов обвинения Нацсовета в том, что он используется властью для давления на неугодные средства массовой информации.

Еще одно показательное обстоятельство состоит в том, что скандал с увольнением случился накануне рассмотрения Нацсоветом решений о продлении или не продлении лицензий на цифровое вещание телеканалам «Интер», «1+1» и «112». В СМИ появлялась информация о том, что с Банковой якобы поступила команда эти лицензии не продлевать.

В этом смысле, демарш Герасимьюк оказался весьма своевременным. При некоторых дополнительных обстоятельствах работа Нацсовета по телерадиовещанию может быть заблокирована всерьез и надолго, как минимум, до полной перезагрузки власти к концу 2019 г.

«Сложилась негативная морально-нравственная атмосфера, что делает невозможным прозрачное коллегиальное принятие решений, которые бы способствовали развитию и укреплению информационной сферы в государстве. Работа независимого регулятора заметно политизирована. Стало возможным распространение из Национального совета официальным путем искаженной и манипулированной информации, которая носит клеветнический характер… Такая ситуация разрушает главную цель, которой надо служить, — под угрозу ставится сама суть свободы слова, которая, наоборот, сегодня нуждается в заботе и защите», — написала Ольга Герасимьюк прямо в заявлении об увольнении.

Работа Нацсовета в последнее время парализована из-за отсутствия кворума. Например, 21 июня совет должен был рассмотреть результаты проверок каналов «Интер» и «1+1», которые осмелились показывать советские фильмы. Очевидно, показ и просмотр «Бриллиантовой руки» или «Место встречи изменить нельзя» есть криминал! Заседание было сорвано. На нем отсутствовала возмутительница покоя Ольга Герасимьюк из-за командировки, а также еще один член совета Олег Черныш.

Это обстоятельство сделало заседание нелегитимным, чем спасло телеканалы «Интер» и «1+1» от неприятностей. Не испытывая ни малейших теплых чувств к Фирташу с Левочкиным и Коломойскому, отметим, что периодический показ кинофильмов «Два капитана», «Золотой теленок» и прочей классики советского кино — это едва ли не самое лучшее, что указанные олигархи сделали для граждан Украины. Использование властью этого повода для отказа в продлении лицензий этим каналам выглядит, мягко говоря, не комильфо.

Поэтому члены совета Герасимьюк и Черныш поступили совершенно правильно, сорвав заседание совета, который власть решила использовать в олигархических разборках, о чем далее.

К тому же, в СМИ появлялась информация о том, что Черныш близок к «плюсам». Герасимьюк тоже когда-то работала на этом канале, правда, это было, кажется, еще в «до-коломойские» времена.

И это уже не первый случай срыва заседания совета. Кворум в совете не удается собрать уже более месяца, и таким образом были сорваны уже несколько заседаний. Увольнение Герасимьюк только усугубило ситуацию в нацсовете.

К тому же, главным был даже не вопрос показа «Интером» и «плюсами» советских фильмов. Это мелочи. На самом деле, вся эта затея с проверкой деятельности телеканалов была направлена на то, чтобы не продлевать им лицензии на цифровое вещание. Это тем более важно, что власть неожиданно решила сделать то, на что до сих пор не решались ни предыдущие власти, ни даже нынешняя.

Речь идет об отключении в августе-сентябре нынешнего года, то есть аккурат в канун выборов, аналогового телевещания. Формально это мотивируется необходимостью внедрять новые технологии. На самом же деле, столь скоропостижное отключение аналогового вещания затеяно с единственной целью — отсечь от «ящика» глубинку, где проживает многочисленный электорат Юлии Тимошенко и Оппоблока, являющихся оппонентами власти.

Ведь не секрет, что в глубинке часто пользуются старыми, еще советского производства телеприемниками, иногда даже ламповыми, а на покупку цифровых декодеров отсутствуют средства. Да и слабо верится, что, прекратив аналоговое вещание, власть сумеет наладить подачу цифрового сигнала во все уголки страны.

Если же сочетать прекращение аналогового вещания с отказом в продлении лицензий «Интеру» и «плюсам», имеющим наибольший охват и популярность, то эти каналы будут фактически закрыты. Впрочем, как вариант, власть может преследовать цель не закрытия каналов, а установления контроля над ними, поскольку провластные Первый национальный, Пятый и Прямой каналы не могут даже близко соревноваться с «Интером» и «плюсами».

Оба канала, а также их владельцев нынешняя власть считает неблагонадежными. И дело, повторим, не столько в трансляции советских фильмов, даже не в трансляции «Интером» концерта 9 мая и чемпионата по футболу, проходящего в России. Это все мелочи и поводы, но не причины.

О «разборках» Фирташа и Порошенко со времен последних президентских выборов известно давно. Напомним, Фирташ заявлял о том, что Порошенко специально приезжал к нему в Вену для согласования своей кандидатуры на выборах в 2014 г. В свою очередь, Коломойский однозначно поддержал Тимошенко и заявил, что Порошенко больше не будет президентом.

Итак, налицо противоречия, прежде всего, не идеологические, как пытается представить власть, а обычные в наших краях политико-бизнесовые разборки олигархов.

Кстати, подобная ситуация складывается с телеканалом «112», который тоже оппонирует власти. Еще в мае глава нацсовета Юрий Артеменко, являющийся ставленником власти, заявил, что вопрос с ним уже решен: ему не продлят цифровые лицензии.

Можно по-разному относиться к этому каналу. Но на каком основании глава регуляторного органа делает подобные заявления, если еще не было положенного в таких случаях коллегиального рассмотрения и принятия решения? Очевидно, что ни о какой непредвзятости говорить не приходится!

Кстати, канал «112» поддержали Европейская федерация журналистов и Национальный союз журналистов Украины.

К тому же, Нацсовет уже 34 раза (!) отказывал телеканалу «112 Украина» в переоформлении концепции вещания на информационную. На основании формального нарушения накладывал на «112» предупреждения и штрафы. А недавно при странных обстоятельствах телеканал был обесточен.

Точно так же через Нацсовет власть оказывает давление на телеканал NewsOne, которому Нацсовет регулярно выносит предупреждения, а провластные фракции Рады требуют лишить его лицензии.

Всю эту возню по зачистке медиа-пространства перед выборами власть, цинично разыгрывая патриотическую карту, пытается подать как борьбу с промосковскими СМИ. Впрочем, «плюсы» и лично Коломойского в симпатиях к Москве никак заподозрить нельзя.

Но картину сильно портит демарш Ольги Герасимьюк, которую тоже невозможно заподозрить в симпатиях к Москве.

Тем более что уход Герасимьюк «в отказ» широко осветили те же «плюсы», заодно донеся до общественности ситуацию сложившуюся в Нацсовете вокруг попыток власти закрыть или взять под контроль телеканалы. Поэтому «пустить по-тихому» вопрос уже не удастся. Власть несет очередные имиджевые потери от того, что известная в медиа-сфере персона выразила откровенное нежелание участвовать в зачистке информационного пространства, будучи инструментом Банковой.

Но, пожалуй, главное состоит не в имиджевых потерях власти и не в общественном резонансе.

С увольнением Герасимьюк, а также при условии, что еще один член совета Черныш будет и далее саботировать заседания или тоже уволится, Нацсовет окажется парализованным, поскольку у него стабильно не будет кворума, так как из семи членов стабильно будут собираться, в лучшем случае, пять.

Важной особенностью здесь является то, что Герасимьюк была избрана в совет по квоте парламента. Повторим, что парламент одну свою вакансию пока так и не заполнил. Учитывая, что уже начались парламентские каникулы, вопрос будет решен в лучшем случае осенью.

Работа Нацсовета, таким образом, будет заблокирована, причем, как минимум, до парламентских выборов осенью 2019 г. Это обстоятельство не позволит нынешней власти зачистить информационное пространство под себя и будет способствовать сохранению хотя бы относительной свободы слова в эфире.

Александр Карпец