Политика

Объединительный собор Украинской Церкви и личный интерес Порошенко

На минувших выходных в соборе Святой Софии в Киеве состоялось поистине историческое событие - Объединительный собор по созданию новой Украинской православной церкви (УПЦ). Таким образом, украинское духовенство подвело черту под более как тысячелетним периодом существования в статусе части других великих Церквей и, в первую очередь, влияния Москвы.

В рамках этого грандиозного для всех верующих события иерархи из трех ветвей разделенного до ныне украинского православия – Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – приняли устав новой церкви и выбрали предстоятеля. Им стал 39-летний митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (Сергей Думенко). Именно на него возлагается высокая честь получить из рук Константинопольского патриарха Варфоломея Томос 6 января. В этот день Украинская Церковь официально станет 15-й автокефальной церковью мира.

Борьба за церковь

Решение о начале процедуры предоставления Украинской православной церкви томоса (признание ее независимой) приняли еще в начале сентября. Уже 7 сентября Вселенский патриарх Варфоломей назначил двух своих представителей (экзархов), которые помогали в создании объединенной УПЦ и подготовке к Объединительному собору. 11 октября Синод Константинопольского патриархата принял решение продолжить процедуру предоставления Томоса об автокефалии УПЦ. Также было принято решение о признании Константинополем узурпации власти над Киевской митрополией Москвой незаконным актом. Кроме того, синод решил снять все запретительные санкции Русской православной церкви (РПЦ) по предстоятелю УПЦ КП Филарету и предстоятелю УАПЦ Макарию. Вместе с тем Патриархия подчеркнула недопустимость имущественных конфликтов и насилия в процессе создания поместной церкви в Украине. Через 4 дня, на собственном соборе РПЦ заявила о полном разрыве отношений с Константинопольским патриархатом и обвинила Константинополь в «расколе мирового православия». В Стамбуле же попросили Москву признать и смириться с автокефалией Украинской Церкви.

Подковёрные игры

В день мероприятия в Соборе приняли участие 126 делегатов от УПЦ КП, из которых 42 епископа, 42 священника и 42 мирянина. От УАПЦ – 12 архиереев, 12 священников и 12 мирян. Интригой до последнего момента оставалось количество представителей от УПЦ МП, несмотря на запрет со стороны их церкви принимать участие в этом, как там утверждали, «канонически ничтожном сборище”. В частности, в УПЦ МП обвиняли киевские власти в преследовании своих представителей с целью вынудить их прийти на собор, а Московский патриарх Кирилл написал письмо об этом же предстоятелям поместных православных церквей, папе римскому Франциску и генсекретарю ООН Антониу Гутерришу.

Поэтому никто точно не знал, сколько архиереев решит перейти от митрополита Онуфрия в новую объединенную Церковь. Однако, когда руководители украинских церквей подписывали письма к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить Томос, от УПЦ МП подписались «около десяти» архиереев. Некоторые из них впоследствии объявили о своей поддержке автокефалии открыто, как епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) или черкасский владыка Софроний. Некоторые сделали это опосредованно, как винницкий митрополит Симеон, единственный кто не поддержал решение собора МП о расторжении отношений с Вселенским патриархом. В итоге, в Соборе приняли участие только два митрополита Московского патриархата – митрополиты Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) и Винницкий и Барский Симеон.

На роль предстоятеля новой украинской церкви также претендовали митрополит Луцкий и Волынский Михаил от УПЦ КП. А от УПЦ МП – митрополит Винницкий и Барский Симеон. УАПЦ не выдвигала кандидатов так как ее глава митрополит Макарий взял самоотвод. Последний ранее рассказал, что Вселенский патриархат попросил его и главу УПЦ КП Филарета не баллотироваться на пост главы новой украинской церкви. Сам же Филарет, который теперь станет первым членом Синода, поддержал кандидатуру Епифания.

Торжественный момент

День Объединительного собора с самого начала был пронизан глубоким историзмом. В первую очередь, из-за места, в котором все происходило. Храм Святой Софии считается крупнейшей святыней украинского православия, возведенной еще в 11-м веке, одно из немногих уцелевших сооружений времен Украины-Руси, а также одна из главных христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии. Кроме того, очень символично, что столь важное событие проходило почти день в день с собором 1918 года, когда 100 лет назад уже была попытка создать Украинскую автокефальную церковь. При этом Собору предшествовала первая (после 330-летнего перерыва) служба, проведена константинопольскими священниками в Андреевской церкви накануне.

Сам Собор работал в закрытом режиме. Только ближе к вечеру субботы духовенство избрало главу автокефальной УПЦ. Им стал 39-летний доктор наук по богословию, профессор, ректор Киевской православной богословской академии, патриарший наместник, митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Его называют правой рукой патриарха Филарета.

Напутственная речь

«Сегодня действительно историческое событие. Мы сумели объединить три ветви украинского православия в единую поместную православную церковь, помня слова Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, чтобы все были едины», – сказал новоизбранный глава единой поместной УПЦ Епифаний на Софийской площади по завершении Собора. Он заявил, что на пути к объединению удалось преодолеть много препятствий и искушений. «Мы при осуществлении почти каждого богослужения молимся за соединение всех. Господь услышал наши просьбы и предоставил нам это долгожданное единство. Мы смогли с вами совместно преодолеть в себе различные искушения, преодолеть разногласия и объединиться в единую церковь», – сказал он. В тоже время отметил, что для завершения единения украинского православия необходимо еще много работать. «Прежде всего, мы должны завершить это дело единения украинского православия, поднимать наше украинское богословское образование и науку. Молиться о прекращении войны и за господство в Украине справедливого мира. И пусть нам в этом поможет Господь Бог», – резюмировал Епифаний.

 

Украинский Моисей

Нужно отметить грандиозный личный и духовный вклад патриарха Филарета, который буквально на себе пронес идею единой украинской поместной церкви. При этом он не пошел на поводу у собственных амбиций, отказавшись выдвигать свою кандидатуру на пост главы новой Украинской православной церкви. Сегодня его поступок многие ставят в пример. Пример мудрости, настоящей любви к Украине и чувства ответственности. Отныне личность Филарета неразрывно связана с обретением подлинной духовной независимости Украины.

Предстоятель УПЦ КП патриарх Филарет продолжит служение украинской церкви в кафедральном Владимирском соборе. После объединительного собора и создания Православной церкви Украины Филарет стал ее почетным патриархом. Об этом сообщил спикер Украинской православной церкви Киевского патриархата архиепископ Евстратий (Зоря). Митрополит Епифаний отметил, что Филарет навсегда останется в объединенной Украинской православной церкви в качестве духовного наставника.

«Личность Филарета — это редкий пример борьбы человека, который 30 лет фактически был прикован к «столпу позора». Его клеймили свои и ругали чужие. И вот теперь он добился решения вопроса 500-летней давности, который основательно был поставлен еще в 17 веке. И сейчас вопрос решился в пользу Украины. Не каждому удается выполнять такие цели. Приятно радует то, что он сумел найти в себе силы и не выдвигать свою кандидатуру на главу Украинской Церкви. Все иерархи из трех ветвей разделенного до ныне украинского православия, которые 30 лет пребывали во взаимной борьбе и интригах, сумели найти в себе силы объединиться в одну церковь. Это радует и вдохновляет», -сказал в комментарии «Экономическим Новостям» военный эксперт Алексей Арестович.

По его словам, данное историческое событие очень важно в контексте уменьшения влияния со стороны Москвы. «Мы разорвали мощнейшую цепь привязанности к Москве, потому что о такой степени влияния, которое было в виде Московского патриархата, не может мечтать ни одно государство, воюющее с другим государством. Это все равно что во время Второй мировой войны с Германией иметь 12 тыс. ячеек, которые восхваляют Гитлера и четверть народа, который ходит в эти ячейки вместе с коммунистами. Запредельная была степень влияния. В том числе, в перерасчете на финансы. Теперь все это для Москвы проблематично. Процесс постепенно примет обвальных характер. Большинство представителей духовенства Московского патриархата просто перейдут в Украинскую поместную церковь и, таким образом, это влияние еще больше будет подточено», — резюмировал он.

Об Уставе новой Церкви

Стоит отметить, что в последние несколько недель, в украинских церковных кругах активно обсуждался и вопрос Устава новой Церкви. Предполагалось, что представители церквей, которые должны были объединиться, сами напишут свой Устав. Но вместо того, чтобы помирить участников переговоров, написание общего видения своей Церкви и ее правил только увеличивало напряжение между КП и УАПЦ. Доходило даже до публичных ссор между патриархом Филаретом и митрополитом Макарием. Тогда за дело взялся Вселенский престол. На заседании Синода 29 ноября Константинополь утвердил проект устава Церкви и передал его в Киев. Окончательный вариант Устава согласовали за день до Собора. Из проекта документа, который позже попал в распоряжение «Украинской правды» известно, что на данном этапе титул патриарха глава новой Украинской Церкви не получит, хотя сама церковь станет автокефальной, то есть независимой и равноправной с другими поместными церквями. Синод новой Церкви должен состоять из 12 архиереев. Каждые полгода половина Синода будет проходить ротацию, а срок полномочий члена Синода составлять один год. Предстоятеля автокефальной Церкви постоянно будут выбирать на поместном Соборе. Миро для новой Церкви на данном этапе будет вариться Константинопольской церковью, но все остальные атрибуты церковной независимости Украинская Церковь получает уже сейчас.

А при чем тут Порошенко?

«Только что представители УПЦ КП, УАПЦ и группа епископов УПЦ МП основали объединенную церковь. Чудо стало возможным благодаря непоколебимой позиции Вселенского Патриарха Варфоломея, нашей Константинопольской церкви-матери. Объединенная и независимая Украинская православная церковь – это церковь без Путина. Это церковь – без Кирилла. Это – церковь без молитвы за российскую власть и российское войско, которое убивает украинцев. Но это – церковь с Богом и Украиной!»- сказал президент Петр Порошенко по итогам мероприятия. Он также поблагодарил иерархов УПЦ МП, которые несмотря на давление и угрозы Москвы приняли мужественное решение и пришли на Собор. «Спасибо всем украинцам, которые верили в автокефалию и боролись за нее еще тогда, когда даже надежда казалась призрачной. Спасибо Его Святейшеству Патриарху Филарету. Вы были, есть и остаетесь духовным лидером и украинской церкви, и всего украинского народа», – резюмировал глава государства.

Несмотря на тот факт, что Собор был заявлен как свободное от политического влияния мероприятие, некоторые эксперты усмотрели элементы избирательной кампании действующего президента. «Вопросов к проведению Собора, по большему счету нет, за исключением присутствия в президиуме Петра Порошенко. Объективно, религиозные вопросы не касаются светской власти, значит, и президенту нечего делать в президиуме такого собрания», – заявил «ЭН» глава Института публичной политики и консалтинга ИНПОЛИТ Сергей Быков. По его словам, также возникает вопрос, почему Петр Порошенко заявил, что Митрополит Епифаний «поедет с ним за Томосом». «Хотя, ехать должен сам Епифаний и его окружение”, – резюмировал он.

В этом солидарен и коллега политолог Руслан Бортник. «Сегодня все выглядит, как политическое мероприятие – со сценой, музыкой, определенным антуражем. Безусловно, это один из элементов избирательной кампании президента», – считает политолог.

Некоторые эксперты также обращают внимание на молодой возраст новоиспеченного главы УПЦ Епифания, усмотрев некий политический расчет, который будет проявляться в несамостоятельности принятия им решений, что будет на руку Банковой.

Соцсети ликуют

Тем временем, социальные сети активно празднуют рождение Украинской Церкви.
«Сила украинцев- в умении объединяться ради свободы и независимости нашего государства», – написал в Фейсбук премьер-министр Владимир Гройсман.
«За нее молились и погибали в сталинских лагерях тысячи украинских священников. Мы ждали Поместной Церкви столетия, поэтому сегодня несколько часов на морозе – это счастливое ожидание», – заявила первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.
«Если Бог на первом месте, то все остальное будет на своем месте! Если Бог с нами, то кто против нас?», – написала председатель комитета Рады по иностранным делам Анна Гопко.
«Самым важным последствием сегодняшнего Собора, по моему мнению, является пример объединения ради большой цели», – заявил  Святослав Вакарчук.
“Когда мне по слабости душевной, иногда кажется, что я зря так часто говорю про крушение Российской империи, меня в этой слабости останавливает и снова даёт силы пример патриарха Филарета”, – отметил военный эксперт Алексей Арестович.
“Для Украины это плюс. Для Запоребрика явный минус. Что в итоге дает еще один плюс. Теперь надо, чтобы и в остальном был такой же позитив”, – написал нардеп Борислав Береза.

В воскресенье Епифаний провел свою первую литургию в Михайловском Златоверхом Соборе на посту предстоятеля автокефальной православной церкви Украины. Именно Михайловский Собор станет отныне кафедральным храмом единой Поместной Православной церкви Украины.

Православная церковь Украины готова принять иерархов УПЦ Московского патриархата. Об этом после литургии в Михайловском соборе заявил глава новой церкви. «Я уже сделал обращение (к представителям УПЦ МП – ред.) и сказал, что мы готовы принять их с братской любовью, взаимоуважением, забыть все обиды, которые были до сих пор», – подчеркнул Епифаний. Также митрополит заявил, что до получения Томоса об автокефалии церковь не будет принимать весомые решения.

Ксенiя Лазоренко