Политика

Запад не должен навязывать Украине российский “мир”

С момента начала российской военной агрессии против Украины более семи лет назад демократический мир последовательно заявлял о своей солидарности с Украиной. Самый последний пример такой поддержки последовал после саммита президента США Джо Байдена с российским коллегой Владимиром Путиным 16 июня, когда американский лидер подтвердил свою непоколебимую поддержку "суверенитета и территориальной целостности Украины". Однако в тот же день Путин также заявил: "Если я правильно понял президента Байдена, он согласен с тем, что любое урегулирование на юго-востоке Украины должно основываться на Минских соглашениях".

Обе эти позиции абсолютно несовместимы. Запад не может выступать в защиту международного порядка и одновременно оказывать давление на жертву, заставляя ее выполнять требования агрессора путем бескомпромиссного выполнения условий, продиктованных Украине Россией в феврале 2015 года. Если западные лидеры продолжат идти по этому пути, они рискуют потерять всякое доверие и создать ужасный геополитический прецедент, который будет подпитывать нестабильность по всему миру. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Владимир Василенко, чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, профессор международного права в Киево-Могилянской академии для The Atlantic Council.

Речь идет обо всех принципах международного порядка.

Совершив вооруженную агрессию против Украины, Россия нарушила фундаментальные принципы Устава ООН, который обязывает государства-члены воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства. В Уставе ООН абсолютно ясно сказано, что никакие последующие договоренности или соглашения не могут отменить этот основополагающий принцип международного права.

Речь идет не просто о различных интерпретациях Минска, а о том, что Минск по своим условиям исключает восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины. Эту реальность осознал не кто иной, как Владислав Сурков, который до 2020 года занимал пост старшего советника Путина и непосредственно отвечал за политику России в отношении Украины. В беседе с Financial Times в июне 2021 года Сурков назвал Минск актом, который “узаконил первый раздел Украины”.

С 2015 года Россия последовательно продвигала Минск как единственную легитимную основу для продвижения к миру. Вместе с тем минские договоренности не являются юридически обязывающим международным соглашением, регулируемым международным правом вопреки утверждениям Кремля об обратном. Они не были обязательными с самого начала, хотя бы потому, что были достигнуты под давлением, когда Украина стояла перед угрозой расширения российской военной силы.

Кроме того, условия, установленные в феврале 2015 года, не были ратифицированы соответствующими парламентами Украины и России. Ни одна из стран не зарегистрировала минские договоренности в Секретариате ООН. Минск также не получил легитимности в силу резолюции Совета Безопасности ООН от 17 марта 2015 года, как часто утверждают российские официальные лица. В данной резолюции лишь говорится, что Совет Безопасности ООН “поддерживает” пакет мер по выполнению Минска и “призывает” все стороны добиваться его полного выполнения. Резолюцию не следует рассматривать как юридически обязывающий акт, узаконивающий Минск, а только как рекомендацию, способствующую мирному урегулированию.

Последующие попытки навязать Украине Минск другими способами, в частности, в виде “формулы Штайнмайера” или недавно в виде “ключевых кластеров” Нормандского формата, также лишены юридического веса и могут рассматриваться как политические уловки, которые не решают основные вопросы легитимности, поднятые принудительным характером первоначальных “соглашений”. Невозможно избежать того факта, что Минск является прямым результатом незаконного применения Россией силы, что прямо запрещено Уставом ООН.

Упорно утверждая, что альтернативы Минску нет, Россия стремится доказать, что ее собственные незаконные действия имеют приоритет над Уставом ООН и международным правом. Мотивы Москвы в этом очевидны. Однако куда менее понятно, почему так много западных лидеров также настаивают на том, что “альтернативы Минску нет”, одновременно заявляя не только о существовании, но и о главенстве этой альтернативы, а именно международного порядка, основанного на правилах.

Среди прочих вопросов, Минск умалчивает об оккупации и аннексии Россией Крыма. Он игнорирует вопрос об ответственности России за международное преступление агрессии. Вместо того чтобы призвать агрессора к ответу, он стремится наложить ограничения на суверенитет жертвы. Почему же тогда Запад присоединяется к России, призывая Украину к выполнению Минских соглашений? Это не что иное, как принципиальная политика, и неизбежно заставляет вспомнить об умиротворении нацистской Германии в 1930-е годы.

Настало время для демократического мира радикально пересмотреть свой подход к мирному процессу между Россией и Украиной. Давление Запада должно быть твердо направлено на Россию как агрессора, а не на Украину как жертву. Запад должен найти политическую волю, чтобы бескомпромиссно отстаивать Устав ООН и Венскую конвенцию как суть международного порядка.

В настоящее время переговоры ведутся в параллельных минском и нормандском форматах. Такой подход вводит в заблуждение и является контрпродуктивным. Он позволяет Кремлю использовать две отдельные переговорные площадки для манипулирования международным сообществом и помогает Москве создать ложное впечатление, что Россия является посредником, а не участником конфликта. Таким образом, Россия продолжает наступление на украинскую государственность и одновременно неуклонно подрывает основы международного права.

Выход из смертельного дипломатического тупика последних шести лет заключается не в том, чтобы давить на Украину, заставляя ее капитулировать. Вместо этого необходимо принять новый формат мирного процесса, прочно укоренившийся в международном праве, который предполагает прямые двусторонние переговоры между Россией и Украиной с привлечением легитимных третьих сторон.

Международное право четко указывает, что Россия должна прекратить акты военной агрессии в качестве первого шага к устойчивому миру. Вторым шагом должно стать возвращение всех военнопленных. После этого Россия должна вывести свои вооруженные силы, как регулярные, так и нерегулярные, из Украины. Для достижения жизнеспособного долгосрочного мира это также должно включать вывод российских войск с Крымского полуострова Украины.

При наличии необходимой политической воли в Москве вышеуказанные первоначальные шаги теоретически могут быть осуществлены с относительной легкостью. Всеобъемлющее прекращение огня может быть осуществлено в течение нескольких часов, в то время как обмен пленными, возможно, потребует недели или около того для координации. Вывод российских войск из восточной Украины может потребовать нескольких месяцев для организации.

К сожалению, нет никаких признаков того, что Россия вообще заинтересована в прекращении своей агрессии. Напротив, кремлевские войска продолжают терзать восточную Украину, а нагнетание Москвой военной обстановки вдоль границ Украины весной 2021 года помогло подчеркнуть сохраняющуюся угрозу новой крупной российской эскалации.

Учитывая продолжающееся нагнетание российской агрессивности, любой пересмотренный подход Запада к мирному процессу должен быть направлен на то, чтобы навязать Кремлю растущие издержки. С 2014 года российская агрессия послужила основанием для введения ряда международных санкций против Москвы. Отказ Кремля участвовать в значимом мирном процессе и продолжающиеся усилия России по навязыванию катастрофического урегулирования в Украине теперь должны стать причиной для усиления и расширения санкций. Если Россия не будет вынуждена заплатить растущую цену за свои агрессивные действия, у нее не будет реальной мотивации для принятия альтернативного курса.

Начиная с 2014 года, нападение России на Украину изменило геополитический климат и ввергло весь мир в новую холодную войну. Для будущего международной безопасности жизненно важно, чтобы конфликт был разрешен таким образом, чтобы решительно пресечь дальнейшие акты агрессии. Если Запад продолжит вместе с Россией оказывать давление на Украину, чтобы заставить ее принять Минск, мы столкнемся с неопределенным будущим, где “сила в праве” и великие державы регулярно игнорируют международное право, чтобы навязать свою волю более слабым соседям.

Умиротворяя Россию в Украине, демократический мир рискует превратить Минск в новый Мюнхен. В ином случае, если западные лидеры заставят Россию уважать суверенитет Украины, они преуспеют в защите международного порядка, основанного на правилах, который является ключом к дальнейшему глобальному прогрессу.

Елена Каденко