Политика

К имитации референдума готовы (+ФОТО)

В Крыму заканчиваются деньги и продукты, однако организаторов референдума это не волнует. Вооружившись списками избирателей от 2012 г. и еще рядом аргументов, они готовы завтра провести референдум о присоединении АРК к России.

У меня заканчивалась наличка, и я решил подскочить к банкомату на рынке у автовокзала. Там к банкомату «Привата» обнаружил очередь человек из двадцати, преимущественно женщин. Попытался вытащить деньги из банкоматов других банков, но безуспешно – они отказывались выдавать. Пришлось стать в очередь.

«Прошел слух, что «Приват» закроют, потому что он украинский. Вот и паника возникла, — объяснила женщина в очереди. — Уже второй раз. В прошлый раз тоже все бросились за деньгами. Другие банки тоже выдавали по карточкам «Привата». Это ж выгодно под более высокий процент. А потом поняли, что самим не хватает и прекратили выдачу.

В очереди говорили, что лимит выдачи в одни руки исчерпывается полутора тысячами гривен. Не было слышно разговоров о референдуме. Люди просто чертыхались из-за неудобства ситуации, в которую они попали.

Самозванный глава правительства Крыма Сергей Аксенов дал основания полагать, что банковская паника возникла из-за его решений. Он поручил создать «план национализации банковских отделений банков-резидентов Украины в пользу специального фонда бюджета АРК». Иными словами, поставленный россиянами премьер собирается отобрать чужую собственность.

Аксенов также ограничил выдачу налички в банкоматах тремя сотнями гривен. Такие меры приняты «с целью предотвращения вывода наличных и безналичных средств за границу».

«Вспомните революцию 1917 года. Большевики первым делом захватывали телеграф, мосты, вокзал и банки, — по телефону прокомментировал для «і» ситуацию экономический аналитик Борис Кушнирук. — Банки обеспечивают все расчеты, в том числе за товары и услуги для органов власти. Поэтому контроль над банками является одним из важнейших элементов, обеспечивающих власть. Другое дело, что попытка подобного контроля приведет на неопределенное время к параличу всех расчетов в Крыму. Субъекты хозяйствования не смогут проводить расчеты, так как на сегодня все банковские учреждения находиться в платежной системе Украины. Даже технически за короткое время (несколько недель) перевести их в платежную систему России просто невозможно».

Первый вице-премьер Руслан Темиргалиев написал у себя на Фейсбуке: «В банковском секторе была проблема дефицита наличности, которая успешно решена — завтра крымские отделения банков получат достаточное количество наличных гривен». Очереди к банкоматам опровергли его оптимистические заявления.

Возникли проблемы у граждан, желающих осуществить провести операции с недвижимостью. Я позвонил в офис к первому в списке нотариусов Симферополя Н.В. Агеевой и спросил, могу ли я оформить завещание на квартиру. Помощница нотариуса сообщила мне, что сейчас никакие операции с недвижимостью не проводятся, потому что Киев закрыл для Крыма все реестры недвижимости граждан.

«Что? Очень срочно нужно? Кто-то при смерти? — спросила она сочувственно, — можно в Херсонскую область съездить. Там реестр открыт. А если можете подождать, то ждите». На вопрос, что будет, если Киев не согласится открыть реестр вообще, она сказала, что даже не представляет, что делать в такой ситуации.

Киев, признав готовящийся референдум незаконным, закрыл еще и единый реестр избирателей. «Мы эту проблему решили», — заверил «і» Михаил Малышев, председатель комиссии АР Крым по проведению всекрымского референдума. На просьбу объяснить, каким образом ответил отказом: «Я такие консультации по телефону давать не обязан», — сказал он и прервал разговор.

Моя коллега из Симферополя Наталья Кокорина по моей просьбе позвонила на свой участок для голосования, расположенный в средней школе №20. Трубку взяла заместитель председателя комиссии по проведению референдума. Она долго отказывалась назвать свою фамилию.

В конечном итоге передала трубку председателю комиссии, которая после настойчивых просьб таки представилась Людмилой Кормильцевой. Она сказала, что проверка наличия в списке избирателя процедурой проведения референдума не предусмотрена, но согласилась сделать это по телефону.

Она подтвердила наличие Натальи Кокориной в списке. Наталья говорит, что у себя в почтовом ящике действительно нашла приглашение принять участие в референдуме, но не именное, как это предусмотрено на выборах.

Наталья сказала, что они боятся представляться, потому что понимают всю незаконность проведения такого референдума. Вероятно, предчувствуют, что могут ответить за это.

Я позвонил в участок на улице Пушкина, 19\11 в музыкальной школе №1 имени Рахманинова. Спросил, можно ли проголосовать раньше, если буду ехать в командировку и нельзя ли взять открепительный талон. На оба вопроса получил отрицательный ответ.

Помощник депутата парламента Крыма, просивший не называть его имя, сказал, что для референдума использовали старые списки выборов в Верховную Раду 2012 г.

По мнению бывшего депутата украинского парламента Евгения Жеребецкого, организаторы референдума будут иметь расхождение по спискам на уровне 5-7%.

«Реестр каждый месяц обновляется, — заявил он «і» по телефону. — Туда заносят тех, кто достиг совершеннолетия, изымают умерших и тому подобное. Сейчас у организаторов референдума в Крыму есть копии списков на выборах в Верховную Раду за 2012 год. Все остальные изменения отсутствуют. С таким подходом точно установить волю избирателей невозможно. Естественно, это будет имитация волеизъявления граждан».

Кроме бигбордов, которые агитируют голосовать на референдуме за воссоединение с Россией, нет никакой другой агитации. Сторонники этой идеи даже митинги проводить перестали. Никаких листовок не раздают. Участники этого действа понимают, что результат зависит не от того, как проголосуют, а от того, как посчитают.

Крымские татары организовали вчера митинги протеста против незаконного референдума и с лозунгами против войны. Они выстроились вдоль объездной трассы с государственными флагами Украины. Дружно скандировали: «Слава Украине! Героям слава!», «Нет — войне», «Украина — наша родина» и «Референдум — нет».

В районе офиса крымско-татарского телеканала ART собрались жители соседних крымско-татарских сел. Участники митинга рассказали «і», что двадцать лет тому назад тут были просто поля. За это время татары, вернувшиеся на родину из ссылки в Узбекистан, превратили их в благоустроенные поселения.

Поначалу это был самострой, те есть нелегальное строительство, поскольку легально местные власти строить не разрешали. Потом их легализировали. За время независимой Украины крымские татары обустроились, снова почувствовали себя дома. И вот теперь им навязывают референдум под дулом автомата.

Строитель Ленур Анефи уверен, что результаты референдума будут подделаны в пользу вхождения Крыма в состав России.

— Ну вы же крымские татары. Вы тут и будете жить. Какая вам разница, в составе Украины или России.

— Украина только свалила коррупционную власть. У нее шанс есть, — говорит Ленур, — а в России все то же самое, как было в Украине. Зачем нам все это? Мы на референдум не пойдем.

Кроме того, Ленур не уверен, что в Крыму не будет этнических чисток.

Тут же возле колонны митинговальщиков продает национальное блюдо самсу Сание Григорян.

— Вам острее или обычную? — спрашивает она.

Еда очень вкусная и сытная.

Рядом с ней стоит табличка: «Самса тандырная». Самса — это что-то вроде пирожков, но мяса там гораздо больше. А «тандыр» — это печка, в которой использован специальный раствор.

— Как вернулась двадцать три года назад, так это и стало моим бизнесом, — говорит Сание. — Я ни от каких властей не завишу.

На референдум не пойдет. Считает его незаконным. Когда законы нарушаются, считает она, то рано или поздно и бизнес накроется от беззакония.

Очередь за наличкой

На памятнике Ленину плакат с надписью: “Не трогай нашего вождя”

Крымские татары заявили, что на референдум не пойдут

Войны крымским татарам тоже не хочется

Татары — за единую Украину

Ленур Анефи(справа) : Украина только победила свою коррупцию, а нам хотят российскую навязать

Я — за Украину

Внуки с бабушкой: “Слава Украине! Героям слава!”

Сание Григорян боится, что незаконные деяния вроде референдума могут убить ее маленький бизнес

За Украину

lukanov