События последней недели показали, что новое украинское руководство всерьез намерено заняться искоренением коррупции во властной вертикали. Насколько действенными будут такие намерения, или же они окажутся показательной акцией арестов неугодных нынешнему режиму, покажет время.
Следователям, которые будут расследовать важные антикоррупционные дела, обещают существенно повысить зарплаты. Такое заявление сделал премьер-министр Арсений Яценюк в интервью телеканалу ICTV. По его словам, невозможно бороться с коррупцией, когда у тех, кто непосредственно занимается ее искоренением, зарплаты составляют 2,3 тыс. грн.
«Следователям, которые расследуют особо важные дела, ставим сейчас очень высокие зарплаты», — отметил глава правительства. И пообещал поднять это планку на порядок. «Я нашел 30 тыс. для каждого следователя, который будет реально воевать с коррупционной мафией», — отметил Яценюк.
При этом он подчеркнул, что такое повышение коснется не каждого: «Не можем сразу всем дать. Это исключительно тем следователям, которые будут расследовать наиболее важные дела». Министерству внутренних дел было поручено искоренить коррупцию в налоговой и на таможенной сферах в трехмесячный срок. В правительстве уверяют, что «это не может быть одноразовое шоу, это последовательная работа, изо дня в день».
Напомним, на прошлой неделе главе Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) Сергею Бочковского и его заместителю Василия Стоецкого было предъявлено обвинение в создании коррупционных схем и растрате бюджетных средств в особо крупных размерах. Их арест был проведен показательно, в прямом эфире во время заседания правительства. В тот же день Кабмин оперативно принял решение об их увольнении с занимаемых должностей, а также руководителей управлений ГСЧС в регионах.
Как заявили в МВД, они были задержаны на основании запросов народных депутатов относительно наличия коррупционных схем в ГСЧС. Схема заключается в том, что во время государственных закупок в нарушение действующего законодательства закупка горюче-смазочных материалов осуществлялась у ООО «Лукойл», «Алянс» и других предприятий по значительно завышенным ценам. Это топливо было предназначено для работы спасателей ГСЧС, в том числе в зоне конфликта на Донбассе. 15-20% от завышения сумм в виде «откатов» перечислялись на счета Бочковского и Стoецкого на о.Кипр и на о.Джерси.
Позже прокуратура отозвала ходатайство об аресте бывшего главы ГСЧС Сергея Бочковского, чтобы, по словам министра внутренних дел Арсена Авакова, расширить его. В субботу ему было объявлено новое обвинение. Следственный судья отправил подозреваемого в тюрьму на два месяца, оставив право внести залог в 1,2 млн. грн. — сумма залога соответствует ущербу, нанесенному господином Бочковским. Это решение может быть обжаловано в течение пяти дней. В случае освобождения под залог экс-чиновник обязан являться по первому вызову следователя, не покидать место проживания и сдать документы, которые позволяют выезжать за границу.
В свою очередь Василий Стоецкий был освобожден в суде в связи с истечением срока задержания. В настоящее время в судебном заседании по избранию ему меры пресечения объявлен перерыв.
Президент Петр Порошенко заявил, что необходимо исключить возможность освобождения под залог подозреваемых в коррупции. «К сожалению, действующее законодательство предусматривает залог. Но в условиях вымогательства взятки, в условиях коррупции в особо крупных размерах — мы должны изъять возможность освобождения под залог коррупционера, который грабит государство», — сказал он.
Президент подчеркнул, что борьба с коррупцией является крайне важной для выживания Украины как государства. «Когда у нас будет оставаться коррупция, то страну не спасешь — к нам не придут инвестиции, местный бизнес не поднимет голову, люди будут испытывать депрессию», — подчеркнул Порошенко. Он добавил, что борьба с коррупцией не сводится к задержаниям того или иного чиновника, однако каждый служащий должен чувствовать, что взяточничество безнаказанным не останется.
Очевидно, что главная цель публичного задержания чиновников — донести до госслужащих месседж, что те коррупционные схемы, которые работали ранее, сейчас воплотить будет невозможно.
В свое время к подобному инструментарию борьбы с коррупцией прибегали в соседней Грузии, которая на момент начала реформ после т.н. «революции роз» была чрезвычайно коррумпированной страной. В первые месяцы президентства Михаила Саакашвили практика публичных задержаний была регулярной, что имело позитивные эффект в дальнейшем. Безусловно, полностью победить коррупцию не реально, но благодаря таким методам нее проявление в стране удалось существенно сократить. Новая грузинская власть показала, что независимо от связей, родственников и количества денег тот, кто совершил преступление, понесет наказание.
В то же время у некоторых экспертов такие методы украинской власти вызывают вопросы. «Сначала мы арестовываем чиновников, после этого мы их отпускаем в связи с отсутствием состава преступления. Если бы не вмешательство президента я думаю, что и главу службы ГСЧС тоже отпустили. Если мы, в угоду пиару министра внутренних дел, осуществляем аресты чиновников, а потом задним числом доказываем их вину, то это неправильная практика и она приводит к разочарованию граждан», — сказал «i» директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
По его словам, он понимает, чем вызвана такая необходимость. «Конечно, необходимо показывать, что власть готова наказывать не только бывших чиновников, которые были при режиме Януковича, но и тех, которые сейчас при власти. Чтоб показать, что они готовы бить и чужих, и своих. Тогда будет доверие к антикоррупционной деятельности», — подчеркнул политолог.
При этом он обратил внимание на ряд других примеров коррупционной деятельности, которые остаются без внимания со стороны нынешней власти. В частности, назначение руководителя Житомирского танкового строительного завода, и заявлениях о злоупотребелении на предприятии, «которые якобы контролируются Яценюком».
«Надеюсь, что такая акция продолжится, и мы услышим и другие аресты. Но я также хотел бы надеяться, что они буду доведены до конца. Чиновники будут посажены, их вина будет доказана. Пока я вижу арест отдельных людей, которые не вписались в будущую архитектуру власти во время передела. Пока мы видим попытки переделить собственность и власть», — резюмировал он.
Уровень коррупции в стране можно измерить. Существующие методики измерения коррупции можно разделить на три группы. Первая — социологические опросы (здесь один из лидеров — Всемирный банк). Вторая — экспертные оценки (наиболее известный проект — Nations in Transit, осуществляемый американской общественной организацией Freedom House). Третья группа методик — интегральные оценки, выставляемые путем агрегирования рейтингов коррупционности, предлагаемых различными организациями (самый известный пример — индекс восприятия коррупции CPI от общественной организации Transparency International).
Ряд методов сводится к измерению параметров, которые считаются напрямую связанными с уровнем коррупции и измеримыми с помощью формальных методик. К ним относятся: восприятие коррупции (индекс CPI), коррупционный опыт (индекс BPI), уровень доверия к госучреждениям (связан со степенью их коррумпированности), удовлетворенность потребителей государственных услуг, расходы на получение госуслуг, разного рода социальные показатели, такие как уровень сокрытия информации о преступлениях, контрабанды, уклонения от налогов и т. п.
По итогам прошлого года, в рейтинге стран согласно CPI, Украина заняла 142-е место в мире, набрав 26 баллов из 100 (чем больше баллов и выше место, тем меньше коррупции). Это лучше, чем годом ранее (144-е место, 25 баллов), но в целом примерно на среднем уровне за последние десять лет. Индекс был немного выше только в 2006-2007 гг. — 28 и 27 баллов, соответственно. В любом случае, от новой власти ожидались более активные действия в этой сфере. Возможно, все-таки дождались.