В последние месяцы реформа законодательства Украины сталкивается с постоянными препятствиями. Некоторые из наиболее важных целей реформы включают выбор нового главного антикоррупционного прокурора, изменение порядка работы дискредитировавших себя судебных органов, ликвидацию самого "грязного" суда страны и модернизацию Конституционного суда.
Все эти четыре инициативы в последнее время демонстрируют признаки саботажа со стороны законодателей, администрации президента или членов судебной системы. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Kyiv Post.
Антикоррупционный прокурор
Выбор нового главного антикоррупционного прокурора заблокирован с июля. Наблюдатели подозревают, что за этим стоит Администрация президента.
“В настоящее время конкурс заблокирован по распоряжению Администрации президента, потому что их основной кандидат Андрей Костин выбыл из конкурса”, – говорит Виталий Шабунин, глава исполнительного совета Центра противодействия коррупции.
Лояльные члены отборочной комиссии не просто бегают в Администрацию президента, они постоянно выполняют поручения заместителя Зеленского Олега Татарова”, – написал в Facebook глава исполнительного совета Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
Пресс-секретарь Зеленского Сергей Никифоров отверг обвинения в том, что Администрация Президента вмешивалась в процесс отбора. Татаров не ответил на просьбу о комментарии.
Комиссия, которая выбирает прокурора, состоит из четырех экспертов, выбранных международными организациями, и семи членов, выбранных парламентом. Для утверждения кандидата необходимо как минимум два международных эксперта и пять кандидатов от парламента.
Судя по всему, комиссия по отбору кандидатов не свободна от влияния.
По крайней мере, некоторые из проправительственных членов комиссии были подобраны Татаровым, согласно отчету программы “Схемы” Радио Свободная Европа/Радио Свобода от 13 мая. Члены комиссии либо являются его личными знакомыми, либо связаны с ним иным образом.
В июне международные эксперты в составе комиссии наложили вето на кандидатуру Андрея Костина, депутата парламента от правящей партии президента Владимира Зеленского “Слуга народа”, состоящей из 243 членов. Активисты считают, что Костин был главным кандидатом власти.
Татаров, который, как сообщается, курирует правоохранительные органы в Администрации президента, сам находится под подозрением. В декабре Татарову было предъявлено обвинение в даче взятки судебно-медицинскому эксперту в 2017 году, которое он отрицает. В феврале суд отказался продлить срок следствия по делу Татарова, и прокуроры фактически прекратили его, пропустив срок направления дела в суд.
В мае-июле отборочная комиссия наложила вето на всех 37 кандидатов из предварительного списка на должность главного антикоррупционного прокурора, за исключением двух. Антикоррупционные активисты говорят, что иностранные эксперты накладывали вето на тех, кто не соответствовал стандартам честности, в то время как проправительственные члены комиссии в основном накладывали вето на лучших, наиболее независимых кандидатов.
Драго Кос, один из иностранных экспертов в составе комиссии, сказал в интервью новостному сайту Babel 6 сентября, что работа комиссии затягивается по неизвестным причинам. Он также пожаловался, что некоторые члены комиссии наложили вето на лучших кандидатов и поддержали сомнительных.
Кос сказал, что, по его мнению, на комиссию по отбору кандидатов оказывалось политическое давление.
Проправительственные члены комиссии отвергли обвинения в неправомерных действиях.
Александр Клименко, один из двух кандидатов, успешно прошедших собеседование, является детективом Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), который возглавлял дело о коррупции против Татарова.
Другой кандидат, который все еще участвует в выборах, Андрей Синюк, подвергался критике со стороны антикоррупционных наблюдателей. Он работает прокурором с 2010 года и является прямым подчиненным генерального прокурора Ирины Венедиктовой, что ставит под сомнение его независимость.
Шабунин утверждал, что проправительственные члены отборочной комиссии попытаются сфальсифицировать выбор в пользу Синюка.
После встречи 1 сентября Зеленский и президент США Джо Байден совместно заявили, что новый антикоррупционный прокурор должен быть выбран с учетом лучших международных практик.
Суд над Вовком
Павел Вовк – самый печально известный судья Украины. Его Киевский окружной административный суд – уникальный по своей силе суд, который может влиять на работу правительства, – стал символом несправедливости и беззакония в Украине.
В апреле Зеленский внес в парламент “срочный” законопроект о ликвидации этого суда. Но Костин, депутат от партии Зеленского, фактически заблокировал его.
Пресс-секретарь Зеленского Никифоров сказал газете Kyiv Post, что судьба законопроекта зависит от парламента, где партия президента имеет абсолютное большинство. Костин не ответил на просьбу о комментарии.
Центр противодействия коррупции считает, что усилия Зеленского по закрытию суда являются пустышкой и что президент хочет сохранить его для принятия нужных ему решений. Например, этот суд может отменить выбор следующего главного антикоррупционного прокурора, если победивший кандидат не устроит президента.
Один из кандидатов на эту роль уже подал иск в суд Вовка, оспаривая результаты отбора. Суд принял его к рассмотрению.
Татаров и руководитель аппарата Зеленского Андрей Ермак пытаются сорвать конкурс через Окружной административный суд Киева, утверждал Шабунин 6 сентября.
“Это одна из причин, по которой администрация Зеленского приостановила ликвидацию Окружного административного суда Киева. Ермак и Татаров не против Вовка”, – сказал Шабунин. “Так называемая “немедленная” ликвидация суда Зеленским продолжается уже полгода и будет продолжаться еще полгода”.
Ермак не ответил на просьбу о комментарии.
Все попытки привлечь Вовка к ответственности за коррупцию и препятствование правосудию наталкиваются на непробиваемую стену. Суды отказывались продлевать расследования в отношении судьи, а прокуроры пропускали сроки передачи дел в суд.
В течение нескольких месяцев Вовк уклонялся от вызовов в НАБУ. Лояльный Зеленскому генпрокурор Венедиктова неоднократно отказывалась санкционировать ордер на арест. Она также не разрешила НАБУ обыскать офис Вовка или прослушивать его телефонные разговоры и уволила своего заместителя, который санкционировал обвинения в коррупции против судьи.
Отвечая на обвинения в саботаже, Венедиктова в марте заявила, что не может доставить Вовка в суд силой. Она добавила, что сомневается в эффективности расследования, и заявила, что не видит в этом деле никаких “судебных перспектив”.
Судебная реформа
В июле парламент одобрил два законопроекта о судебной реформе, которые отводят иностранным экспертам решающую роль в формировании Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции, руководящих органов судебной системы.
Предоставление иностранным экспертам центральной роли было требованием Международного валютного фонда (МВФ), Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и других иностранных партнеров Украины.
Для найма и увольнения членов Высшего совета правосудия законодательство о реформе предусматривает создание Совета по этике, состоящего из трех украинских судей и трех иностранных экспертов. Решения Совета по этике требуют согласия четырех членов. Если голоса разделятся три к трем, мнение иностранных экспертов будет преобладать.
Аналогично, группа по отбору Высшей квалификационной комиссии будет состоять из трех украинских судей и трех иностранных экспертов. Для утверждения кандидатов потребуется не менее четырех членов комиссии, и мнение иностранных экспертов будет преобладать, если голоса разделятся три к трем.
Однако у власти есть множество способов обойти эту реформу.
Во-первых, неясно, будет ли вообще реализовано законодательство. В 2019 году Зеленский подписал аналогичный закон о реформе Высшей квалификационной комиссии, но он не был реализован из-за отказа Высшего совета юстиции проводить его в жизнь.
Некоторые гражданские активисты и эксперты в области права высоко оценили законопроект как беспрецедентную реформу, в то время как Виталий Тытыч, экс-глава судебного наблюдательного совета “Общественная честность”, утверждал, что принятие закона было уловкой администрации Зеленского для получения кредита от МВФ. По его словам, после получения денег власти, скорее всего, сорвут судебную реформу, чтобы не потерять контроль над судьями, как это произошло в 2019 году.
Противоречивый Высший совет правосудия публично критиковал расширение роли иностранных экспертов, что вызвало опасения, что он заблокирует или подорвет реформу.
Согласно одному из новых положений, отборочная комиссия отбирает 32 кандидата, а Высший совет юстиции выбирает 16 из них для продвижения. Юридический аналитический центр DeJure считает, что Совет может использовать этот пункт, чтобы выбрать 16 худших кандидатов, саботируя тем самым смысл реформы.
Украина также приближается к важному сроку, который Совет судей может специально пропустить, чтобы заблокировать реформу, написал 31 августа Михаил Жернаков, глава DeJure.
Совет судей должен делегировать членов Совета по этике и отборочной комиссии до 13 сентября. Оба органа должны быть сформированы к 18 сентября. Совет судей не ответил на просьбу о комментарии.
Конституционный суд
Еще один спорный вопрос связан с нереформированным Конституционным судом Украины, который подвергается все большей критике с тех пор, как в 2020 году он уничтожил всю систему декларирования активов государственных чиновников Украины, ликвидировав важнейший элемент антикоррупционной инфраструктуры страны.
В декабре Генеральная прокуратура предъявила председателю Конституционного суда Александру Тупицкому обвинение в подкупе свидетеля с целью заставить его дать ложные показания.
Зеленский отстранил Тупицкого и другого судью Конституционного суда, Александра Касминина, от работы в декабре и издал указ об их увольнении в марте. Конституционный суд отказался выполнять указы Зеленского, заявив, что они неконституционны.
В июле Верховный суд отменил указ Зеленского об увольнении Тупицкого и Касминина как незаконный. Зеленский обжаловал это решение в большой палате суда. В августе он постановил, что конкурс на замещение должностей Тупицкого и Касминина должен быть проведен.
Несколько ведущих антикоррупционных организаций осудили этот шаг Зеленского в совместном заявлении. Антикоррупционные активисты утверждают, что Тупицкий и другие судьи суда должны быть расследованы, но они также утверждают, что президент не имеет конституционных полномочий увольнять судей Конституционного суда.
Согласно Конституции Украины, только сам Конституционный суд может увольнять своих членов, что должно гарантировать его независимость.
“Президент только углубляет кризис вокруг Конституционного суда”, – заявили наблюдатели. “Вместо того чтобы восстановить доверие к этому органу, это разрушит легитимность суда”.
Чтобы реформировать и очистить Конституционный суд, антикоррупционные наблюдатели и Венецианская комиссия предложили провести прозрачный конкурс на замещение должностей в Конституционном суде с участием иностранных экспертов, когда действующие судьи уходят в отставку. Однако комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики 2 сентября отклонил поправки о проведении прозрачного конкурса с участием иностранных экспертов.
“Слуги народа” отказались реформировать Конституционный суд”, – заявил 3 сентября ДеЮре.
Пресс-секретарь Зеленского Никифоров сказал, что не может комментировать этот вопрос, а Костин не ответил на просьбу о комментарии.
В июне комитет по правовой политике также одобрил поправку, позволяющую членам парламента становиться судьями Конституционного суда, отменив критерий политической нейтральности.
Ольга Совгиря, законодатель от партии “Слуга народа”, является соавтором поправки и ведущим кандидатом на должность судьи Конституционного суда.
Вместо того, чтобы реформировать Конституционный суд, “Слуга народа” хочет заполнить его своими депутатами”, – сказал Жернаков.