Здоровье

“Я думал, что попал в морг, а не в больницу”: Россия скрывает данные о количестве погибших от КОВИД-19

Полученные данные свидетельствуют о растущем разрыве между официальными подсчетами и вероятным реальным количеством погибших от Covid-19 в России.

В начале июня местная администрация Санкт-Петербурга перестала публиковать информацию о том, сколько пациентов с COVID-19 было госпитализировано в российском городе. Внезапное исчезновение ежедневных данных совпало по времени с открытием одного из самых престижных ежегодных мероприятий города – Петербургского международного экономического форума. Как информируют Экономические новости, об этом пишет ABC News.

Форум, на котором собирается российская элита и демонстрируются крупнейшие компании, стал одним из главных событий при президенте Владимире Путине. Ожидалось, что за пять дней мероприятие посетят 13 000 человек, которым Путин сообщил, что после пандемии жизнь “постепенно возвращается в нормальное русло”.

Но форум открылся как раз в тот момент, когда в Санкт-Петербурге наблюдался ужасающий всплеск числа случаев заболевания COVID-19, поскольку на страну обрушилась третья волна, частично подпитываемая дельта-вариантом. Последний отчет перед исчезновением цифр показывал, что Санкт-Петербург госпитализирует 500 человек в день – это рекордное число, которое означало, что в городе в течение нескольких дней закончатся больничные койки.

Журналисты и критики правительства быстро начали спрашивать, не связано ли исчезновение статистики COVID-19 с проведением форума. Администрация Санкт-Петербурга отказалась от комментариев, и последние данные были опубликованы только спустя почти три недели. Они также больше не обновлялись ежедневно.

“Им нужно создать впечатление, что все в порядке”, — сказал Борис Вишневский, оппозиционный депутат городского собрания Санкт-Петербурга, который также выступал против проведения форума. “Им наплевать на жизнь и здоровье людей”.

На протяжении всей пандемии российские власти обвинялись в подтасовке статистических данных, чтобы скрыть реальные масштабы поражения страны вирусом COVID-19. Кремль неоднократно заявлял, что, несмотря на трудности, Россия справилась лучше, чем большинство других стран, хотя и не ввела жесткие меры изоляции.

Однако общедоступная статистика смертности, а также другие данные свидетельствуют о постоянно растущем, стремительно увеличивающемся разрыве между официальными цифрами России по COVID-19 и реальными цифрами, которые, вероятно, намного больше. Эти данные свидетельствуют о том, что истинное число погибших может уже превышать полмиллиона человек. Данные свидетельствуют о том, что в действительности Россия пережила одну из самых смертоносных эпидемий COVID-19 в мире.

В настоящее время число жертв растет еще больше, поскольку Россия переживает смертоносную третью волну, которая остается практически бесконтрольной в условиях незначительных ограничений и низкого уровня вакцинации – последнее отчасти вызвано одним из самых высоких в мире уровней скептицизма в отношении вакцин.

Официальное число погибших от COVID-19 в России, опубликованное правительственной спецгруппой по коронавирусам, в настоящее время составляет около 155 000 человек. По общему количеству смертей Россия по-прежнему занимает четвертое место в мире, уступая лишь Бразилии, Индии и США. Но, учитывая численность населения страны, составляющую 144 миллиона человек, и количество случаев заболевания, это число кажется удивительно низким.

Международные эксперты сходятся во мнении, что лучшим методом оценки истинного числа жертв пандемии в России является подсчет так называемых “избыточных смертей”. То есть сравнение общего числа смертей от любых причин в стране в периоды пандемии с общим числом смертей в среднем за год.

Почти в каждой стране, пострадавшей от пандемии, наблюдается резкое увеличение общего числа смертей по сравнению со средним показателем. Хотя некоторые из этих дополнительных смертей могут быть объяснены другими причинами, например, нарушением работы систем здравоохранения, большинство экспертов считают, что подавляющее большинство из них – это смерти от COVID-19.

Официальное количество смертей в России не учитывает сверхсмертность, но национальная статистическая служба Росстат спокойно продолжает публиковать данные по общей смертности за каждый месяц, размещая их в виде электронных таблиц на своем сайте. Это позволило независимым демографам и журналистам подсчитать количество смертей в России во время пандемии.

Данные о смертности, опубликованные Росстатом на данный момент, показывают, что в 2020 году в России умерло на 340 000 человек больше, чем в 2019 году. За первые пять месяцев 2021 года было зарегистрировано на 133 000 смертей больше.

Это означает, что за время пандемии в России умерло по меньшей мере на 473 000 человек больше, чем обычно, что уже в три раза превышает официально зарегистрированные показатели. Это еще без учета июня и июля – самых смертоносных месяцев нынешней третьей волны.

“Я думаю, что к концу сентября общая избыточная смертность составит не менее 700 000 человек”, — сказал Алексей Ракша, независимый демограф, ранее работавший в Росстате. “Это огромная цифра”.

По удельному весу населения нынешние цифры дают России самый высокий показатель смертности среди всех крупных стран мира и ставят ее в первую пятерку среди всех стран мира, уступая только Перу, Болгарии, Северной Македонии и Сербии, согласно рейтингу The Economist, отслеживающему избыточную смертность в мире.

“В ноябре и декабре прошлого года количество смертей было рекордным. Самое большое в истории, в послевоенной истории в России”, — сказал Ракша.

Ракша был уволен с работы демографа в Росстате в прошлом году после того, как он публично указал на расхождения в официальной статистике COVID-19. Он обвинил российские власти в грубом манипулировании цифрами, что, по его словам, видно по неестественным аномалиям в данных, опубликованных оперативной группой по коронавирусу в стране.

Он указывает на линейные графики, показывающие ежемесячную смертность по Москве, где крутые кривые, указывающие на рост смертности в определенное время, внезапно выравниваются и остаются неизменными в течение нескольких дней.

“Это противоречит всем статистическим, эпидемиологическим, демографическим законам”, — говорит Ракша. “Это просто невозможно”.

Он сказал, что внезапные плато прозвали “полкой Собянина”, имея в виду мэра Москвы Сергея Собянина. Он сказал, что они являются результатом того, что городские власти просто установили лимит на количество смертей, которые могут быть опубликованы в тот день.

“В какой-то момент Собянин просто приказал не показывать более 75 смертей ежедневно в Москве. Вот и все”, — сказал Ракша.

Российские чиновники от здравоохранения ранее говорили, что они используют более консервативный подход к оценке смертей от COVID-19. Но это не объясняет огромную разницу, и иногда чиновники признают, что реальное число погибших значительно выше.

В декабре вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая вопросы борьбы с КОВИД-19, признала, что около 81% всех смертей в России были вызваны КОВИД-19. Федеральная служба статистики в июне также опубликовала оценку, согласно которой число смертей от COVID-19 превысило 270 000.

Однако основное официальное число смертей в России, которое чаще всего используется на международном уровне и в государственных СМИ, не было обновлено в соответствии с этими заявлениями.

Недавнее расследование, проведенное тремя независимыми российскими новостными сайтами, также обнаружило доказательства того, что внутренние документы правительства свидетельствуют о том, что оно также скрывает масштабы случаев заболевания COVID-19 в стране в пять раз.

Эти сайты, Meduza, Холод и Медиазона, сообщили, что в результате недосмотра Министерства здравоохранения России при выдаче справок, подтверждающих недавних пациентов с COVID-19, выяснилось, что в министерстве имеется база данных, содержащая 29 миллионов зарегистрированных случаев заболевания COVID-19. В настоящее время официальная статистика насчитывает только шесть миллионов.

Правительство опровергло эти сообщения, но дало противоречивые ответы, заявив, что база данных не является точной и что в ней также содержатся данные о количестве вакцинаций.

Критики утверждают, что усилия, направленные на то, чтобы представить российскую пандемию менее смертоносной, усугубляют ситуацию, отбивая у людей желание серьезно относиться к вирусу, что, по их мнению, также препятствует проведению вакцинации. Хотя российская вакцина “Спутник V” признана эффективной, власти изо всех сил стараются убедить россиян сделать прививку.

Поскольку ограничений почти нет, а полностью привито менее 20% населения, врачи в Питере заявляют, что они опасаются, что четвертая волна осенью уже неотвратима.

“За это ответят врачи, а не правительство”, — сказала фельдшер из Санкт-Петербурга, попросившая об анонимности из-за опасений, что ей может грозить возмездие.

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге Александр Яблоков, 68-летний футбольный менеджер, заявил, что не верит официальным данным о количестве погибших после того, как он провел три недели в больнице Центра по борьбе с Ковид-19. По его словам, он находился в небольшой палате, где все семь пациентов, кроме одного, умерли в течение недели. По его словам, он натягивал одеяло на голову всякий раз, когда слышал звук каталки, проезжающей по коридору, зная, что еще один из его соседей скончался.

“Я думал, что попал в морг, а не в больницу”, — сказал он.

Елена Каденко