Новости технологий

В РФ пройдет стерилизация интернета

В России некая Лига безопасного интернета в феврале начинает эксперимент по созданию "чистого интернета"

Идея стерилизации Сети в отдельно взятом регионе стала главной темой дискуссий в блогах на уходящей неделе.

Когда в ноябре 2012 года Роскомнадзор начал составлять черные списки интернета – ресурсы, содержащие, по мнению чиновников вредоносную для детской психики информацию, – блогерам казалось, что хуже быть не может. Однако после того как на уходящей неделе организация, именующая себя “Лигой безопасного интернета” (ЛБИ), выступила с инициативой и, более того, уже договорилась о проведении эксперимента по созданию в отдельно взятом регионе России стерильной Сети – “чистого интернета”, стало понятно: нет, может.

Onikoge: Власти РФ всеми способами борются с интернетом, чтобы людьми было труднее манипулировать. Как заботливо с их стороны так переживать за свободу нашей воли.

Alexandr_Yupatov: Негодую! Цензура, как она есть, душат население как могут, долой, понимаешь, свободомыслие.

Эксперимент ЛБИ пройдет в Костромской области. Для блогеров это обстоятельство многое объяснило.

Constadictor: В Костромской области губернатором сейчас бывший глава Роскомнадзора. Неудивительно, что именно этот регион “испытывает потребность в регулировании”. И то, что мгновенно договорились со всеми провайдерами, – тоже.

Jjasal: А напишут как всегда, что делается все по письмам трудящихся… Тех, которые из песни: “Рабочий парень в рабочей кепке-рукопожатьем гордится крепким…”

Под “чистым”, или “белым”, понимают интернет, в котором доступ разрешен только к проверенным сайтам, а все остальные ресурсы до проведения экспертизы считаются вредоносными. Решение создать “белый список”, за пределы которого выходить, мягко говоря, не рекомендуется, большинство блогеров восприняло как переход от принципа “разрешено все, что не запрещено законом”, действовавшего в то время, когда появился черный список Рунета, к принципу “запрещено все, что не разрешено законом”.

Alex Exler: По умолчанию нам будут давать доступ к сайтам, так сказать одобренным какой-то там Лигой. Нормально, да? Понятно, что сразу обрубить свободный интернет они не могут, поэтому, дескать, можно будет написать заявление, чтобы тебе убрали ограничения. Если бы эта Лига сделала “белый список” и к нему можно было бы подключаться по заявлению – я бы сказал, что честь им и хвала. Но когда всех абонентов сразу же насильно загоняют в этот белый список – это конкретный беспредел и крайне опасный прецедент. Нам предоставят столько свободы, сколько нужно им.

Впрочем, не все блогеры поддались панике. Некоторые искали и находили если не плюсы, то по крайней мере опору, позволяющую надеяться на свободное будущее Рунета.

Vovney: Да бросьте, власти России в основном пилят бюджет и занимаются всякой фигней, а не борются с интернетом. Хотели бы по-настоящему – давно бы закрыли всё.

Sfy_y: Эта идея не принесет большинству пользователей неудобств (в списке уже под миллион сайтов, и список растет) и может пройти относительно незаметно.

Спор о том, что в идее с “белым интернетом” правильно, а что -нет, шел не только на эмоциях. Некоторые блогеры пытались апеллировать к закону.

Infowatch: Первая претензия состоит в антиконституционности подобного проекта. Премодерация доступа по принципу белого списка очень похожа на цензуру, которая в России прямо запрещена ч.5 ст.29 Конституции. Другая претензия заключается в том, кто будет проводить премодерацию интернета. С большим скрипом россияне доверяют вести черный список запрещенных интернет-ресурсов судьям. С еще большим скрипом – экспертам Роскомнадзора. Но то черный список! Введение белого – это на порядок более высокое полномочие, а доверие к неназванным сотрудникам мутной карманной организации вообще отсутствует. К тому же судьи и чиновники при составлении черного списка Рунета руководствуются законом. А каким нормативным документом будет руководствоваться ЛБИ?

Между тем журналисты выяснили, что инициатива “Лиги безопасного интернета” (между прочим, некоммерческой неправительственной организации, учрежденной неким благотворительным фондом Святителя Василия Великого) не согласована с министерством связи и массовых коммуникаций. Более того, профильное ведомство не поддерживает идею “белого интернета”. Потому журналисты сделали вывод, что споры о регулировании интернета и “белых списках” привели к росту разногласий между администрацией президента и правительством и соответственно к кризису вертикали власти. Блогеры эту мысль подхватили.

Yurydvorkin: В мае 2012 кремлевские спикеры и политтехнологи верещали, что назначение бывших министров помощниками президента не приведет к переносу центра принятия решений из правительства в администрацию президента… А что получается?

Zverozyab: Ну, вообще-то, ЛБИ может творить все, что ей хочется (в рамках закона), вне зависимости от мнения АП и правительства. Свободные люди в свободной (гг) стране. Если им вдруг удалось уговорить провайдеров ввести тариф “чистый интернет” и предложить его юзерам – флаг им в руки.

На этом фоне совсем не случайной показалась догадка, что в идее создания “белого интернета” есть второе дно и что она – не более чем отвлекающий маневр.

Klark973: Просто публику реально надо чем-то занять. Чем бы народ не тешился, лишь бы поскорее забыл о главном – о том, что вся власть в стране нелегитимна.

Сейчас блогеры уповают лишь на то, что Костромская область останется единственной площадкой, где была опробована идея “белого интернета”.

Ga_mar: Это же пока только эксперимент. Надеюсь, он провалится…

dimchikk