Средневековые рыцари, так же как и современные военные, побывавшие в горячих точках, страдали от посттравматического стрессового расстройства
К такому выводу пришел специалист по истории средних веков Томас Хебель-Хольм из Копенгагенского университета (Дания).
Как известно, медицинская наука со времен войны во Вьетнаме признала существование посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), с которым бойцы возвращаются с войны. Это заставило исследователей по-новому взглянуть на древние тексты и увидеть в них все те же отчаяние, страх, чувство беспомощности, с которыми сталкиваются современные воители.
«Меня немного раздражают разговоры о том, что средние века были наполнены жестокими и бессмысленными головорезами, которые только и делали, что воевали, – заявил Хебель-Хольм, – Я пытаюсь нарисовать истинный портрет человека того времени. Насколько можно судить, в действительности это были такие же люди, как вы и я».
По словам психологов, на войне люди сталкиваются с огромным напряжением, которое способно привести к снижению психологического иммунитета и тревожным расстройствам. Последнее подразумевает неконтролируемый интенсивный стресс, сопровождаемый ужасными воспоминаниями, ночными кошмарами, депрессией и гиперактивностью. Говоря о древних воинах, следует добавить к этому отсутствие того комфорта, которым обеспечена армия современного развитого государства.
Исследователь сконцентрировался на трех документах XIV века, составленных французским рыцарем Жофруа де Шарни, дипломатом и советником короля Иоанна II. Никто не знает наверняка, почему этот человек написал «Книгу рыцарства», «Вопросы относительно поединков, турниров и войн» и другие тексты. Вероятно, французская власть пыталась составить идеологическую программу своего рыцарства, дабы не уступать в этом отношении Англии.
Эти тексты тщательно изучены, но Хебель-Хольм первым взглянул на них сквозь призму современной военной психологии. Интерпретировать таким образом культуру старых времен, конечно, нелегко (особенно учитывая ее высокорелигиозный характер), но ряд характерных примеров специалист все же отыскал.
Шарни писал, например: «Избравший сие поприще! Будь готов переносить зной, голод и тяжкий труд, спать мало и всегда быть начеку. И лишаться сил, и спать на земле – только для того, чтобы тебя разбудили самым грубым образом. И поделать с этим ты ничего не сможешь. Тебе предстоит всякий раз приходить в ужас при виде врага, который несется на тебя с выставленными пиками и обнаженными мечами. Болты и стрелы обрушатся на тебя дождем, и ты не будешь знать, как защититься от них. Ты будешь видеть, как люди убивают друг друга, бегут, умирают, становятся пленниками. Перед тобой будут лежать тела друзей. Если твой конь еще жив и резв, ты сможешь спастись – и обрести бесчестье. Но коль ты остался – тебе уготована вечная слава. Не должно ли нам назвать великим мучеником того, кто избрал себя для этой работы?»
Сам Шарни не являет признаков психологической неустойчивости, но постоянно опасается за душевное здоровье своих собратьев.
Ричард Каюпер из Рочестерского университета (США), занимавшийся переводом «Книги рыцарства», отметил, что в рассказах тех времен действительно много тяжелых деталей. Хронисты, не стесняясь, описывают, как воинов выворачивает наизнанку, как они поддерживают руками вывалившиеся внутренности. Одна из историй повествует, как рыцарь из Кастилии в первом же своем сражении получил арбалетным болтом в нос. Другая рассказывает о бойце, которому взмахом меча разорвали рот. И при этом – снова и снова – жалобы на плохую пищу, постоянные неудобства и беспрестанные схватки.
В то же время, как отметил Каюпер, сами участники описываемых событий не страдали рефлексией, по крайней мере, в письменном виде. Они просто вспоминали, как все было, и давали советы новичкам. Поэтому анализировать их с точки зрения ПТСР не совсем корректно. Надо учитывать, что рыцари рождались в семьях, принадлежавших военной элите. С раннего детства им внушали, что быть воителем во имя Христово – самое благородное занятие на свете. Они не были гражданскими, которых внезапно выбрасывало из комфортной жизни в мир жестокости и смерти, как современных солдат.