Британский таксист завещал мумифицировать его, как египетских фараонов, что и было недавно исполнено с применением аутентичных методов сохранения тела
Алан Биллис из девонширского городка Торки был неизлечимо болен раком лёгких и согласился после смерти (а скончался он в 61 год) пройти процедуру, над воссозданием которой химик Стивен Бакли из Йоркского университета работает уже 19 лет. «Я единственная женщина в стране, у которой есть мумия мужа», — говорит жена покойного Джен.
Г-на Бакли особенно интересуют времена 18 династии — именно к ней принадлежал Тутанхамон. Вместе с археологом Джо Флетчером специалист изучает мумифицированные тела и анализирует образцы ткани. И вот наконец он получил возможность применить свои выводы на практике — в судебно-медицинском центре Шеффилда. «Научное понимание этого процесса — и моё в том числе — этот опыт поставил с ног на голову», — признаётся г-н Бакли.
Г-н Биллис всего лишь откликнулся на газетное объявление о поиске добровольца. «Люди отдают свои тела науке уже много лет, и если никто не будет ничем жертвовать, никто ничего не узнает, — сказал таксист нагрянувшим телевизионщикам. — Экспериментировать — значит пробовать разные вещи. Если что-то не получается, это ещё не конец света. Да и какая мне разница? Всё равно я не буду ничего чувствовать».
Стивен Бакли потратил годы на то, чтобы с помощью газового хроматографа–масс-спектрографа выяснить, какими материалами пользовались египтяне. Затем в своём гараже он провёл серию экспериментов на свиных ногах.
Покойному сначала удалили внутренние органы через разрез в боку. Мозг оставили. Освободившуюся полость простерилизовали и заполнили льняной тканью. Затем тело более чем на месяц положили в ванну из натра, чтобы избавить его от жидкости (этот метод описывал древнегреческий историк Геродот, живший через 800 лет после Тутанхамона). Чтобы защитить кожу от соли, её покрыли слоем особого масла.
После этого тело обернули льняными полосками, дабы защитить от света и насекомых. Именно таким г-на Биллиса увидела его супруга, оставив рядом с трупом фотографии и рисунки внуков.
Тело сушили три месяца. Судмедэксперт Питер Ванезис, входивший в группу бальзамировщиков, отмечает: «Кожа приобрела характерный внешний вид, который свидетельствовал о том, что мумификация прошла успешно». Г-н Бакли тоже очень доволен: «Думаю, он сможет пролежать три тысячи лет».
Учёные полагают, что этот эксперимент поможет в разработке альтернативы формальдегиду. Мол, всё это делалось ради науки, а не сенсации.
Тело будет храниться в судебно-медицинском центре Шеффилде до конца года. Всё это время за ним будут наблюдать на случай возможного разложения.