Специалисты раскопали крупный религиозный комплекс в пяти километрах от границ Иерусалима. Вход языческого храма был обращен на восток. Внутри были обнаружены статуэтки, которые выдают влияние филистимлян.
По данным археологов из Израильского управления древностей, храм относится к появлению Мозы, которое упомянуто в книге Иисуса Навина. Период расцвета поселения и храма приходится на X век до нашей эры. В это время в Мозе находились обширные и хорошо укрепленные амбары. Расположенный недалеко от столицы населенный пункт был «сырьевой базой» Иерусалима, где хранились запасы зерна на случай голода, считают израильские исследователи.
Особое внимание археологов привлек храм поселения Моза. Несмотря на то что правители Израиля придерживались единобожия, жители местечка оставались язычниками и почитали многих богов. Храм был выполнен в форме большой постройки, которая была обращена на восток. Лучи восходящего солнца проникали в храм и освящали центральную часть вместе с алтарем, создавая у жителей Мозы эффект присутствия божества.
Святилище было не монотеистическим, а языческим. В помещении храма найдены особые сосуды, не характерные для иудаизма фигурки животных, а также керамические статуэтки людей в простых одеждах и с вьющимися волосами.
Эти фигурки похожи на находки в поселениях язычников-филистимлян на берегу Средиземного моря. Таким образом, можно говорить об иноземном культурном влиянии, которое филистимляне оказывали на древнеизраильских «несогласных» в окрестностях Иерусалима, считают израильские исследователи. Однако пока речь идет лишь о предварительных выводах.
«Архитектура храма в Мозе, обнаруженные священные сосуды и особое влияние прибрежных культур нуждаются в дополнительном исследовании», – говорят руководители раскопок.
Правление Соломона
Поселение в Мозе существовало в эпоху строительства Первого храма (X век). В этот период Израилем правил знаменитый своей мудростью царь Соломон. Его правление описано в Библии. Он был особенно близок к Богу и стал героем не только библейского повествования, но и целых книг. Его перу принадлежат вошедшие в христианский канон «Песнь Песней» и любимая многими поколениями философов «Книга Экклесиаста». Царя Израиля считают автором расхожего афоризма о «суете сует».
В период правления Соломона израильское царство достигло пика своего могущества. Он не только правил Иудеей и Израилем, но и поддерживал дружеские отношения с соседними владыками. Через царство Соломона проходил важный торговый путь, который связывал Египет и Дамаск. Соломон поддерживал отношения и с далекими государствами на юге Аравийского полуострова. Согласно Библии, послушать Соломона пришла правительница одного из государств Аравии царица Савская.
Однако главной заслугой Соломона стали не внешние контакты, а огромный Храм, который был построен в Иерусалиме. Он был местом служения Богу и в нем ежегодно проходили службы, на которые собирались представители израильского народа.
Народы моря
В правление Соломона главными врагами Израиля были филистимляне. В переводе с древнееврейского название этого народа означает «вторгающиеся». Филистимляне были язычниками и противниками единобожия, которое проповедовали израильтяне. Они жили в городах на берегу Средиземного моря и занимались торговлей.
Согласно одной из трактовок, филистимляне были частью волны «народов моря», которая заставила многие племена Восточного Средиземноморья сменить ареал обитания. Согласно одной из версий, греческий эпос о Троянской войне изображает первый этап переселения народов из района Балканского полуострова в Малую Азию. С точки зрения сторонников этой гипотезы, атакующие Трою ахейцы были «народами моря».
После разорения побережья Малой Азии «народы моря» двинулись дальше на юг вдоль берегов Сирии и Палестины. Они вторглись в Египет и были с большим трудом разбиты в морском сражении войсками фараона Рамзеса III и осели на побережье Палестины. Они построили там свои города и создали мощную культуру, которая оказала влияние даже на израильтян, которые жили в городе Мозе. Таким образом, упоминаемые в Библии язычники-филистимляне, возможно, находятся в некотором «родстве» с героями Гомера.