Двенадцать зон в головном мозгу представляют собой что-то вроде правящей элиты — они объединены в неразрывную сеть и собирают всю информацию от остальных участков мозга
Наш мозг представляет собой не просто набор нейронных «кубиков», каждый из которых выполняет чётко определённые функции, а интегрированную систему, в которой все элементы пребывают в динамическом взаимодействии: общаются, обмениваются функциями и пр. Это давно известно, а потому нейрофизиологи видят свою первоочередную задачу в том, чтобы узнать принципы работы этой самой интегрированной динамической системы. Проблемой занимаются десятки лабораторий по всему миру, и результаты порой бывают весьма неожиданными. Так, учёные из Университета Индианы (США) установили, что в мозгу существует своеобразный аналог «Большой восьмёрки» — объединение самых влиятельных и могущественных зон.
С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии исследователи проанализировали взаимосвязи между различными зонами мозга у 21 добровольца. Им удалось найти в мозгу 12 областей, которые выступают своеобразными информационными хабами, аккумулируя данные от самых разных участков мозга. Эти информационные центры отличаются большим количеством и большим разнообразием связей с другими областями. Причём между собой они формируют что-то вроде клуба, то есть являются не отдельно стоящими коллекторами информации, но постоянно обмениваются между собой полученными данными. Среди таких сверхинформированных зон называются передние части теменной и лобной коры, предклинье, подкорковые структуры, такие как гиппокамп, таламус, скорлупа. Результаты работы будут опубликованы в издании Journal of Neuroscience.
Характерным признаком таких участков является то, что они выполняют широкий набор поведенческих и когнитивных функций, а не специализируются на чём-то одном, вроде обработки зрительной информации или управления конечностями. Если вывести из строя любого члена этой сети, это коснётся всего мозга, и почти не останется таких нервных процессов, которые не будут затронуты. Если же повреждение коснётся участка, лежащего за пределами «собрания избранных», нарушится лишь какая-то единичная функция, условно говоря, подвижность руки или ноги, но ни память, ни речь, ни способность анализировать зрительные ощущения при этом не пострадают.
Члены «клуба двенадцати» собирают информацию буквально со всего мозга и проводят время в постоянном её обсуждении и координации действий. Разумеется, исследователи предполагали, что среди функциональных участков мозга есть, скажем так, разделение на простых тружеников и властную элиту. Но степень взаимосвязи внутри такого синклита оказалась поистине удивительной — это действительно можно сравнить с нейронным правительством.
Однако ж против такого правительства вряд ли стоит предпринимать акции, подобной «Захвати Уолл-стрит», — авторы работы справедливо полагают, что большинство мало-мальски сложных психических и неврологических расстройств связано именно с нарушениями во взаимной интеграции членов этой гиперинформационной сети головного мозга.