Новости технологий

Лучший киберсыщик России – против американских шпионов

Карьера Евгения Касперского - одного из богатейших россиян, руководителя, пожалуй, главной в мире компании в сфере интернет-безопасности - примечательна и зловеща, полагает журнал The Wired

“Его обучение спонсировалось КГБ, он служил в советской разведке, а ныне состоит в альянсе с режимом Путина, глубоко и доселе связан с ФСБ”, – пишет журналист Ной Шехтмен.

Между тем объем продаж антивирусных программ Касперского в 2010 году составил без малого 4,5 млн. По подсчетам автора, у продукции Касперского фактически намного больше пользователей – 300 млн: Microsoft, Cisco и Juniper Networks встраивают код Касперского в свои продукты. Вдобавок “Лаборатория Касперского” – лидер по разоблачениям кибершпионажа.

Концепция интернет-безопасности, которую отстаивает Касперский, по западным меркам может показаться чрезмерной: “цифровые паспорта” для определенной деятельности в интернете, “государственное регулирование социальных сетей для удушения протестных движений” (слова автора). Журналист цитирует самого Касперского: “Свобода – это хорошо. Но нехорошие люди могут использовать эту свободу в дурных целях, чтобы манипулировать общественным мнением”.

На взгляд автора, Касперский – фигура парадоксальная: “один из ближайших партнеров автократического путинского режима, он отвечает за защиту информации миллионов американцев; якобы отставной разведчик, сегодня активно разоблачающий тайные операции других держав; важная фигура свободного и открытого интернета, не желающий, чтобы мы были чересчур свободны”.

Автор описывает, как работают антивирусные программы “Лаборатории Касперского”: “пробы” вируса пересылаются на серверы компании, проверка производится автоматически, а люди вмешиваются лишь в случаях, если вирус незнакомый. Едва проблема решена, пользователям рассылается обновление антивируса.

“Очень похоже на работу американских антивирусных компаний типа Symantec или McAfee в мировом масштабе. Вот только в России высокотехнологические компании вроде “Лаборатории Касперского” должны сотрудничать с siloviki – сетью ветеранов армии, служб безопасности, правоохранительных органов и КГБ, образующих костяк путинского режима”, – говорится в статье.

В России безопасностью информации ведает ФСБ. По данным автора, это ведомство играет ведущую роль в борьбе с киберпреступностью, а также “управляет массированной правительственной сетью электронной слежки”, как говорится в статье. “Правило номер один для успешных компаний здесь – хорошие отношения с siloviki”, – цитирует автор неназванного “видного представителя российской технологической отрасли”.

Издание сообщает: по словам Касперского, ФСБ никогда не просила его о возможности переделать его программы по-своему и не пыталась внедрить в его компанию своих агентов. Однако автор вновь цитирует источник в технологической отрасли: “Значительная часть его компании тесно связана с ФСБ, – сказал тот о Касперском. – Они дают ему карт-бланш на деятельность за границей, так как он в числе так называемых “хороших компаний”.

Подразделение “Лаборатории” Global Research and Expert Analysis Team (сокращенно – GREAT) все активнее помогает крупным компаниям и правоохранительным органам выслеживать киберпреступников: ботнет Kelihos, шайку Koobface. “Сотрудники Касперского также играют роль неофициального “взвода гиков” при ФСБ, работающего на аутсорсинге”, – утверждает автор.

В мае нынешнего года Международный союз электросвязи (орган ООН) попросил Касперского и Гостева изучить версию о возможном вирусе на компьютерах в министерстве нефти и газа Ирана. Так был выявлен вирус Flame – полный набор инструментов для шпионажа. В июне американская пресса впервые подтвердила, что Stuxnet и Flame были оружием теневой войны США и Израиля с Ираном.

“Для Касперского разоблачение Flame отражает грандиозную задачу его компании – предотвращать преступления и устанавливать мир в глобальном масштабе”, – пишет автор. По словам Касперского, вирусы превратились из орудия преступников в инструмент государств. “Моя цель – не зарабатывать деньги, а спасти мир”, – говорит он. По словам автора, с этой целью Касперский работает над новыми способами защиты компьютеров, управляющих промышленным оборудованием, электросетями и т.п. “Идея в том, чтобы будущие Stuxnet’ы было труднее “провернуть”, – поясняет автор.

“А тем временем всегда остается политическая деятельность”, – пишет автор. По его мнению, Касперский создает себе имидж сумасброда, швыряющегося деньгами: например, спонсирует команду Ferrari на “Формуле-1” и выпивает с Боно. Но на деле, утверждает журналист, Касперский пытается “взломать политическую систему”, и “его выходки – часть плана”. Поездки на гонки “Формулы-1” или конференции в Лондон – шансы обхаживать дипломатов и политиков. “А одна из его задач – убедить политиков перекроить интернет по его вкусу и, так уж получилось, по вкусу путинского режима”, – утверждает автор.

По словам автора, на конференциях Касперский уверяет, что вирусы типа Stuxnet и Flame следует запретить, заключив международный договор, что интернет следует разгородить и в некоторые зоны пускать только по “интернет-паспорту”. Он ссылается на то, что тайна частной жизни в современном интернете уже отсутствует: за нами следят рекламные агентства, поисковики и власти.

Идея частичной отмены приватности в интернете снискала популярность во многих кругах, в том числе благодаря Касперскому, считает автор. Россия и Китай добиваются, чтобы Международный союз электросвязи (МСЭ) получил лидирующую роль в регулировании интернета. “Они хотят передать власть от преимущественно американских НКО, сегодня координирующих доменные имена и предлагающих технические стандарты, к сообществу правительств разных государств, которые представляет МСЭ”, – предостерегает автор.

“У Касперского и официальной Москвы поразительно похожи взгляды на кибербезопасность”, – утверждает автор. По его словам, и Касперский, и кремлевские чиновники хотят ограничить распространение зловредной, как они полагают, информации, в том числе слов и идей, провоцирующих недовольство.

Касперский говорит, что в “Фейсбуке” и в “ВКонтакте” люди могут манипулировать другими, дезинформируя их и сохраняя анонимность. Роль социальных сетей в протестных движениях он считает элементом кампании дезинформации, которую антиправительственные силы развернули, “чтобы манипулировать толпами и менять общественное мнение”. Почти те же аргументы приводит Николай Патрушев, главный советник Путина по безопасности, замечает автор.

Российские власти и самый знаменитый российский предприниматель технологического сектора “неотъемлемо переплелись”, по выражению автора, в 2011 году, когда сын Касперского Иван был похищен. Спустя 4 дня полицейские выманили похитителей из дома и освободили заложника.

“Первое время Касперский публично винил себя в том, что плохо оберегал семью. Но позднее возложил вину на сеть “ВКонтакте” – по его словам, сеть склонила Ивана разместить его адрес, телефон и даже подробности стажировки”, – пишет автор. По его словам, канал RT сослался на интервью Евгения Касперского как на основание покидать социальные сети. “Похищение Ивана Касперского в итоге стало инструментом правящей партии”, – утверждает автор. Кстати, Наталья Касперская утверждает, что похитители нашли Ивана вовсе не через соцсети, более того, адрес он там указал фальшивый.

Побывав дома у Евгения Касперского, автор сделал вывод: “его имидж сверхбогатого плейбоя с наилучшими связями – скорее притворство. На деле он сторонится российских олигархов, которые, по его мнению, ненамного отличаются от киберпреступников, за которыми он охотится”. Политическая деятельность для Касперского – “необходимое зло, предложение, от которого невозможно отказаться”, – утверждает автор.

Критики называют “Лабораторию Касперского” фактическим подразделением ФСБ. Касперский и его сотрудники возражают, что шпионаж за пользователями испортил бы репутацию компании в мировом масштабе.

“Да, Касперский публично проводит линию, которая нравится Кремлю. Но в путинской России топ-менеджеры, не делающие этого, имеют нехорошую привычку попадать в тюрьму или поневоле эмигрировать”, – пишет автор. Кроме того, многие западные чиновники и политики тоже выступают против свободы слова и приватности в интернете.

“Отношения Кремля и “Лаборатории Касперского” во многом такие же, как и отношения Вашингтона с крупными американскими антивирусными компаниями”, – пишет автор. И тут, и там – работа по госзаказам, розыски киберпреступников и брифинги для законодателей.

Но есть и важные различия, утверждает автор: “Stuxnet был строго засекреченной операцией США на службе одной из главных геополитических целей правительства. Но американская компания Symantec все равно занялась борьбой с этим червем. Трудно найти похожий случай, когда деятельность Касперского и Кремля вошла бы в противоречие”. Вдобавок в декабре 2011 года, когда были нанесены DDOS-атаки на СМИ и социальные сети, Касперский вначале отрицал факт атак, позднее признал сбои, но объяснил их техническими проблемами. Это заявление было политически выгодным шагом, считает автор.

По словам автора, в гардеробе в кабинете Касперского хранятся не только халат с логотипом компании и форма баскетболиста “Нью-Джерси Нетс”, но и мундир советского офицера.

Многие российские магнаты покупают себе путь на мировую арену благодаря кремлевским связям и коррупционным доходам, замечает автор. “Касперский давно пытается играть по другим правилам: он международный предприниматель и мыслитель, он из путинской России, но не принадлежит ей”, – замечает журналист. И все же, на его взгляд, неясно, может ли компания, которая столь ценна для официальной Москвы, стать полностью независимой от властей.

“Я пытаюсь взглянуть на мундир поближе. Касперский захлопывает дверцу. “Ничего особенного. Пойдем выпьем”, – говорит он и выходит из комнаты”, – так заканчивает автор свою статью.

По материалам Inopressa
Anna