Новости технологий

Как “подсаживаются” на сигареты?

Любой внешний стимул может напомнить курильщику о сигарете — даже если этот стимул не имеет, казалось бы, никакого отношения к курению

Эксперимент, поставленный психологами из Университета Эразма Роттердамского (Нидерланды), может в некотором роде оскорбить курящих господ: исследователи резонно уподобили их пресловутым собакам Павлова. Целью учёных было изучить формирование рефлекторных реакций, связанных с курением. Классические опыты Павлова известны всем: в ответ на звон колокольчика у собаки начинает выделяться желудочный сок, потому что до этого её несколько раз кормили под этот звук. В одном из вариантов эксперимента последовательность стимулов усложняется: например, после колокольчика мигает лампочка — так называемый вторичный подкрепляющий стимул. Потом у курильщика собаки будет просыпаться чувство голода уже в ответ на лампочку, без первичного звукового сигнала.

С теми, кто практикует табачную наркоманию, происходит то же самое: если они чувствуют какой-нибудь стимул, связанный с курением, у них обостряется желание выкурить сигарету. Это может быть что угодно, от чашки чая до футбольного матча по телевизору. Поначалу в эксперименте использовались именно первичные стимулы: показываемые подопытным картинки либо ассоциировались с курением, либо нет (речь в данном случае идёт не о том, что на них было нарисовано, а об их связи с процессом выкуривания сигареты). В качестве контрольной группы участвовали некурящие, и им, очевидно, приходилось смотреть за процессом вдыхания дыма со стороны.

Затем исследователи усложняли условия, добавляя вторичные стимулы. Ими были две геометрические фигуры, куб и пирамида, которые увязывались с «курительным» или нейтральным первичным стимулом-картинкой. За реакцией мозга следили с помощью электроэнцефалографии. Оказалось, что Р3-волны, которые, как полагают, связаны с концентрацией внимания, становились интенсивнее в случае вторичного стимула, ассоциированного с «курительным» первичным стимулом. То есть если куб или пирамида демонстрировались после «курительной» картинки, то впоследствии мозг уделял этой геометрической фигуре больше внимания. Разумеется, эта реакция была более выражена у курящих, чем у некурящих. Одновременно у табаконаркоманов обострялось желание выкурить сигарету (притом что сам по себе вторичный стимул не был ассоциирован с курением).

Как пишут исследователи в журнале BMC Neuroscience, у курильщиков более развито образование ассоциативных связей, имеющих отношение к никотиновой зависимости. В качестве такого вторичного стимула, опосредованно связанного с курением, может выступать что угодно, от вида из окна дома до страницы из учебника. Человек может выкурить сигарету, выпить кофе, посмотреть в окно или что-нибудь прочесть, и после этого любой взгляд на улицу будет напоминать ему о пачке сигарет — через «мост» первичных и вторичных стимулов.

Иными словами, учёным удалось показать, что курение может как бы подчинять себе стимулы и впечатления, получаемые человеком из внешнего мира. Впрочем, по словам авторов исследования, «курительные» рефлексы не являются абсолютно необратимыми: через какое-то время ритмы «курящего» мозга становились такими же, как у некурящих, и внимание испытуемых ко вторичным стимулам ослабевало.

Anna