Чтобы справиться с дневными негативными эмоциями, мозг во время быстрого сна снижает уровень стрессового нейромедиатора норэпинефрина, что это позволяет трезво отнестись к случившемуся и сформировать адекватный ответ на ситуацию
Быстрый сон помогает нам избавиться от неприятных эмоций, утверждают учёные из Калифорнийского университета в Беркли (США). Во время сна в мозгу происходят нейрохимические изменения — к примеру, снижается содержание веществ, связанных со стрессом. Эмоции стихают, и мы начинаем спокойно относиться к тому, что не так давно вызывало у нас бурную реакцию.
На сон человек тратит треть жизни. 20% времени сна отдано так называемой REM-фазе, или быстрому сну. Нарушения сна связаны с целым рядом психоневрологических расстройств, от депрессии до посттравматического синдрома. Считается, что одной из функций быстрого сна является упорядочение и консолидация памяти, отбор и встраивание дневных впечатлений в жизненный опыт, интеграция их в структуру личности. Именно здесь и кроется ключ к нашей эмоциональной реакции на то или иное произошедшее с нами событие.
В эксперименте, который поставили исследователи из Беркли, участвовало 35 молодых людей, которым продемонстрировали 150 изображений, рассчитанных на тот или иной эмоциональный отклик. Все испытуемые посмотрели на картинки дважды, но половина из них — через 12 часов бодрствования, а другая половина — после 12-часового сна.
Как пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Current Biology, выспавшиеся добровольцы проявляли значительно более сдержанную реакцию на знакомые изображения. ФМРТ-сканирование показало, что у них заметно подавлена активность миндалевидного тела, отвечающего за непосредственный эмоциональный ответ, и эмоции начинают в большей степени зависеть от «рациональной» префронтальной коры. По данным электроэнцефалографии, во время быстрой фазы сна у подопытных снижались некоторые виды электрической активности мозга, сопровождающие стрессовые реакции.
По словам учёных, во время быстрого сна в мозгу снижается уровень нейромедиатора норэпинефрина (норадреналина), который как раз участвует в передаче стрессовых сигналов. Это снижение позволяет спокойно обработать полученную за день информацию, а потому после сна наши эмоции по поводу каких-то неприятностей смягчаются. И мы в состоянии трезво оценить обстоятельства и найти выход из положения.
В случае же, например, посттравматического синдрома у человека нарушается управление мозговой нейрохимией, из-за чего даже какие-то посторонние сигналы заставляют его снова и снова переживать старый стресс. Это объясняет, в частности, почему медикаменты, которыми лечат ПТС, оказывают благотворное влияние и на сон: нарушения сна и непосредственная симптоматика посттравматического синдрома имеют общие нейрохимические причины.