Эмбриональные стволовые клетки, пересаженные больным с заболеваниями сетчатки, проявили себя с наилучшей стороны: они не превратились в опухолевые клетки и не вызвали иммунного отторжения. И даже слегка улучшили зрение пациентов!
Вот уже десять с лишним лет вокруг эмбриональных стволовых клеток человека (ЭСКЧ) не утихают споры. С одной стороны, из них можно вырастить любую ткань, а потому медицинские перспективы их применения кажутся воистину безграничными. Имея возможность менять больную ткань на здоровую, медики быстро и эффективно победили бы множество недугов, от кожных заболеваний до неврологических патологий. Но существует ряд серьезных аргументов против использования ЭСКЧ. С одной стороны, это этические проблемы, связанные с получением клеток от человеческого эмбриона. С другой — до сих пор неясно, насколько хорошо они будут вести себя в организме, примет ли их иммунная система, не создадут ли они, чего доброго, злокачественную опухоль. Время шло, аргументов в пользу ЭСКЧ не появлялось, и постепенно финансирование соответствующих работ начало сворачиваться.
Но тут стволовые клетки получили мощную и довольно эффектную поддержку. Учёные из американской биотехнологической компании ACT вместе с коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показали безопасность применения ЭСКЧ при лечении глазных болезней человека. Для клинического испытания были выбраны две женщины, одна с болезнью Штаргардта, другая с возрастной макулодистрофией. Обе хвори характеризуются разрушением слоя пигментных эпителиальных клеток сетчатки, из-за чего больной попросту слепнет. Поскольку исследователи не знали, как иммунитет отреагирует на новые клетки, были выбраны именно глазные болезни, поскольку в глазу иммунная система отличается наименьшей активностью.
ЭСКЧ программировали на превращение в клетки сетчатки и вводили обеим пациенткам в сетчатку одного глаза; каждая получила по 50 тыс. клеток. Спустя четыре месяца, как сообщают ученые в журнале The Lancet, у больных не появилось никаких опухолей и вообще каких-либо признаков ненормального клеточного роста. Иммунитет тоже вёл себя хорошо, хотя обе женщины получали иммуносупрессоры, чтобы предотвратить возможное воспаление. При этом у больных улучшилось зрение. Пятидесятилетняя пациентка с болезнью Штаргардта, которая до сих пор могла различать только движения на расстоянии вытянутой руки, смогла прочесть несколько букв на таблице для проверки зрения, стала лучше различать оттенки цветов и даже успела поработать за компьютером. У пожилой больной с возрастной макулодистрофией зрение тоже стало чуть лучше: она прочла 28 букв из таблицы вместо обычных 21.
Авторы подчеркивают, что не стоит пока слишком торжествовать по поводу улучшения зрения: это могло произойти, к примеру, благодаря иммуносуппрессорам (а может, это и вовсе эффект плацебо). Главной целью работы было проверить безопасность ЭСКЧ при пересадке в человеческий организм. И эмбриональные стволовые клетки показали себя с наилучшей стороны.
Подобные эксперименты уже проводились на животных, но так или иначе всё должны были решить результаты клинических испытаний. В ближайшем будущем планируется продолжить опыты, но с большим числом участников.