Чёрные дыры привлекают внимание физиков и астрономов поскольку представляют собой уникальную естественную лабораторию для изучения гравитационных эффектов, которые мы не можем увидеть на Земле. Многие учёные занимались на протяжении столетия изучением погибших звёзд, коими являются чёрные дыры. Но самым известным из них стал британский космолог из Кэмбриджского университета Стивен Хокинг .
Будучи сторонником квантовой механики, Хокинг изучает чёрные дыры с точки зрения именно квантовых моделей, пытаясь с их помощью объяснить классико-механические явления и проявления Теории относительности Эйнштейна.
Изучение чёрных дыр в первую очередь упирается в понятие горизонта событий — некой гипотетической сферы вокруг точки гравитационной сингулярности, за пределы которой ничто не может выйти. И под “ничто” космологи подразумевают и материю, и энергию, и даже информацию.
О последнем стоит упомянуть подробнее. В 2012 году физик-теоретик Джо Полчински (Joe Polchinski) из Института теоретической физики в Санта-Барбаре подробно описал парадокс “огненной стены” и феномен исчезновения информации в чёрной дыре, что невозможно в принципе, согласно законам квантовой механики. В ответ на это Хокинг развил тему, выложив свою научную статью под причудливым названием “Сохранение информации и прогноз погоды для чёрных дыр” на сайте препринтов arXiv.org.
В своей новой работе космолог ставит под большое сомнение само существование горизонта событий. Вместо этого он вводит новый термин — “видимый горизонт” (apparent horizon), подразумевая, что мнимая сфера лишь временно удерживает материю и энергию, но в конечном счёте выпускает их, хоть и в искажённом виде.
“Согласно классической теории, из горизонта событий выхода нет. Но квантовая теория допускает выход энергии и информации из чёрной дыры. Правда, к сожалению, кроется лишь в единой теории, которая объединяла бы квантовую механику и теорию гравитации, а мы, учёные, никак не можем её сформулировать”, — комментирует Хокинг свою идею.
Физики любят рассказывать о чёрных дырах с помощью следующего мысленного эксперимента: что было бы с космонавтом, если бы он случайно приблизился к чёрной дыре на критическое расстояние? Сторонники классической механики говорят, что он бы незаметно прошёл через горизонт событий, после чего бы его стало засасывать внутрь, при этом несчастного бы растянуло в длинную макаронину, атом за атомом. А затем он бы оказался упакован в бесконечно плотное ядро чёрной дыры — точку сингулярности.
Полчински обнаружил, что квантовая механика выдаёт совершенно другую версию развития событий. Горизонт событий, по квантово-механическим моделям, должен представлять собой крайне высокоэнергетическую зону, нечто вроде огненной стены, которая поджарила бы горе-космонавта до хрустящей корочки.
Но такой сценарий возмутил бы Эйнштейна: согласно Общей теории относительности, гипотетический наблюдатель будет одинаково воспринимать законы физики как в свободном полёте через галактику, так и при падении в чёрную дыру. Хокинг предложил третий вариант, который математически прост и не “удивляет” квантовую механику или Общую теорию относительности.
Идея проста: по Хокингу, горизонта событий и вовсе не существует. Квантовые эффекты, возникающие вблизи чёрной дыры, вызывают резкие пространственно-временные флуктуации, и эти колебания настолько велики, что строгая граница, вроде горизонта событий, просто не может возникнуть.
Так называемый “видимый горизонт”, альтернатива горизонту событий, представляет собой некую поверхность, которая сдерживает лучи света, пытающиеся покинуть чёрную дыру. Это явление в определённом смысле совпадает с горизонтом событий, однако между двумя понятиями всё же есть разница. Если и та, и другая граница, не будет выпускать за свои пределы свет, то горизонт событий будет со временем сокращаться, а видимый горизонт — разбухать.
Последнее очевидно, чем больше материи поглотит чёрная дыра, тем крупнее она станет и, соответственно, расширятся её границы. А оседание горизонта событий Хокинг объяснил ещё в 1974 году, когда ввёл понятие излучение Хокинга: некоторые частицы всё же покидают иногда пределы погибшей звезды, но удаётся это преимущественно фотонам. А чем меньше частиц содержит чёрная дыра, тем уже её горизонт событий.
Коллеги Хокинга, не принимавшие участия в его работе, отмечают, что такими идеями космолог опровергает существование чёрных дыр как таковых. Во-первых, по своей природе видимый горизонт может в один прекрасный день исчезнуть, и всё, что было когда-либо захвачено чёрной дырой, выйдет в открытый космос, пусть и не в первоначальной форме.
А во-вторых, отсутствие горизонта событий ставит под сомнение наличие гравитационной сингулярности в центре чёрной дыры. Вместо классических представлений о судьбе космонавта или любого предмета у чёрной дыры, материя будет лишь временно храниться за видимым горизонтом и постепенно двигаться к центру под действием гравитации ядра. Но ничто не окажется “упакованным” в точку сингулярности, а информация о материи и вовсе покинет пределы чёрной дыры вместе с излучением Хокинга, хотя и в крайне искажённом виде.
Полчински, ознакомившись со статьёй Хокинга, выразил сомнение по поводу существования в природе чёрных дыр без горизонта событий. Флуктуации пространства-времени, которые требуются для стирания этой границы, должны быть слишком мощными, а ничего подобного астрофизики пока не наблюдали. Эйнштейн описывал чёрные дыры почти как обычные источники мощного гравитационного поля, и в этом смысле его теория намного проще, хоть и не учитывает многих других физических аспектов.