Вера в собственное мессианство, в неподвластность мирскому суду, самоизоляция от простых смертных — эти три и еще 11 признаков характерны для лидеров, заболевших от власти.
О том, как высшие должности приводят к развитию психопатологий, рассказывается в статье психологов Е.Молчаной и А.Умняшкина «Реабилитация политической психиатрии: нездоровое общество и психические расстройства, связанные с пребыванием у власти» (журнал «Историческая психология и социология истории», № 2, 2012).
Исследования личностных особенностей политических деятелей имеют давнюю историю. Гарольд Лассуэл в «Психопатологии и политике» (в 2005 году обосновал положение, что политические люди (Homo politicus) чаще всего стремятся компенсировать возникающие в раннем детстве бессознательное чувство неполноценности и низкую самооценку. Погоня за властью есть лишь одна из распространенных попыток человека убежать от самого себя, а политическая деятельность становится средством гиперкомпенсации комплекса неполноценности. Homo politicus переносит личные мотивы на общественные объекты, рационализируя их с точки зрения общественного интереса. Политическая арена, по мнению Лассуэла, — чрезвычайно удобное место для смещения детской травмы. Пребывание у власти, таким образом, не только не обеспечивает страховки от заболевания психическим расстройством — напротив, она (власть) предоставляет плодородную почву для его последующего развития.
В 2002 году на ежегодном съезде Ассоциации британских неврологов и психиатров лорд Дэвид Оуэн — врач и политик (бывший министр иностранных дел и здравоохранения Великобритании) — прочел лекцию о влиянии тяжелой болезни на принятие решений политическими лидерами, которая вскоре была опубликована как статья в ежеквартальном медицинском журнале, а в 2008 году была развернута в книгу «История болезни: недуги мировых лидеров последнего столетия». Сэр Оуэн не только проанализировал влияние психических расстройств на политическую карьеру Уинстона Черчилля, Адольфа Гитлера, Джона Кеннеди, Бориса Ельцина, Никиты Хрущева, Авраама Линкольна, Маргарет Тэтчер и других политиков, но и описал гибрис-личность — синдром самонадеянности у лиц, стоящих у власти. (Гибрис можно трактовать как совокупность признаков специфической профессиональной деформации, возникающей в результате злоупотребления властью любого рода и на любом уровне.)
Ниже перечислены основные клинические критерии гибрис-личности:
А) Обязательное пребывание у власти не менее 1 года.
В) Не менее трех из следующих критериев, причем один из них должен быть специфичным (5, 6, 10, 12 или 13, они здесь выделены курсивом):
1. Склонность воспринимать мир как арену, где можно использовать свою силу и стяжать славу, а не место, наполненное проблемами, требующими решения.
2. Предрасположенность к совершению действий, которые в дальнейшем преподносятся исключительно в положительном свете; преувеличение их значения для окружающих.
3. Чрезмерная озабоченность собственным имиджем и способом его выражения.
4. Мессианская манера разговора о собственных деяниях, тенденция к самовозвеличиванию в речи и манерах.
5. Чрезмерная идентификация себя с нацией или другой группой людей до такой степени, что собственные желания, мысли и потребности начинают приписываться всей нации или группе людей.
6. Употребление королевского «мы».
7. Чрезмерная вера в собственные суждения, опыт и мнение.
8. Пренебрежение и презрение к мнению других.
9. Безрассудство и импульсивность в принятии решений.
10. Вера в то, что лидер неподвластен мирскому суду или мнению коллег, и только Бог и история могут оценить его/её деяния по достоинству (а также непоколебимая вера в то, что на суде божьем или суде истории он/она будут непременно оправданы).
11. Чрезмерная самоуверенность в себе как в личности и собственных силах.
12. Потеря контакта с действительностью и самоизоляция от простых смертных.
13. Тенденция позволять себе «широкое видение проблемы», особенно её моральной стороны, избегать обсуждения практичности и безопасности собственных решений.
14. Последующее некомпетентное ведение политики, которую можно назвать «высокомерной некомпетентностью».
Чем дольше лидер пребывает у власти, тем более вероятно развитие гибрис-синдрома. Атмосфера всемогущества может развиться вокруг лидера любого ранга, но чем выше по должности человек, тем больше риск. Даже демократически выбранные лидеры окружены особым почитанием внутри данной политической ситуации. Гибрис-личность более характерна для глав правительств, вне зависимости от того, демократические они или нет. Личностные характеристики, препятствующие сохранению качественного контакта с реальностью во время пребывания у власти, способствуют быстрому развитию гибриса. Нарциссические, антисоциальные и истерические черты становятся плодородной патопластической почвой для рождения будущих «высокомерно некомпетентных» диктаторов даже в якобы демократических обществах.
Тем не менее ряд характеристик, определяющих молниеносное развитие расстройства (завышенная самооценка, импульсивность, эгоцентризм, презрение к подчиненным) связаны с изменениями нормального функционирования вентромедиальной префронтальной коры, лимбической системы и латерального гипоталамуса. Дифференциальный диагноз должен, вероятно, включать признаки профессиональной деформации человека, обладающего властью, истерическое и нарциссическое расстройства личности».