За предательство всегда приходится платить дорого. За равнодушие – еще дороже.
Об этом пишет украинский журналист Виталий Портников.
Журналисты, освещающие саммит “Восточного партнерства” в Риге, утверждают, что заключительную декларацию форума пришлось переписывать из-за отказа делегаций Беларуси и Армении поддержать формулировку о российской аннексии Крыма. Впрочем, такая реакция Минска и Еревана предсказуема. Как бы не вели себя в отдельных случаях президенты Беларуси и Армении, политическая, экономическая и военная зависимость их режимов от России очевидна и они просто не могут позволить себе коллективных дипломатических демаршей против агрессора.
Интересно не это решение белорусской и армянской делегаций, а любопытное совпадение. Как раз в тот день, когда Минск и Ереван решили отмежеваться от осуждения России, в Киеве денонсировали военные соглашения с Москвой. В том числе – и соглашение о транзите через территорию Украины воинских формирований России, временно находящихся на территории Молдовы, подписанное еще в ноябре 1995 года.
20 лет назад на этот документ мало кто обратил внимание – хотя это было одно из соглашений, позволявших России фактически оккупировать часть территории Республики Молдова. К 1995 году ни у кого уже не было особых иллюзий относительно экспансионистких тенденций в политике Бориса Ельцина. Россия под его руководством не только не отказалась от поддержки сепаратистских “фурункулов” на теле бывших советских республик, но и сделала все возможное, чтобы не допустить восстановления территориальной целостности соседних стран. Как и сейчас в Донбассе, россияне прибегали к услугам откровенных бандитов и террористов, работавших в тесном союзе с представителями спецслужб и политической верхушкой. Полным ходом шла операция по дестабилизации украинского Крыма.
У Украины были все возможности для того, чтобы воспротивиться этой преступной политике российских “реформаторов” в штатском – по крайней мере, в Молдове. Приднестровье не имело общей границы с Россией, никаких других путей для экспансии и поддержания жизнеспособности мятежного региона – кроме как через нашу территорию – у Кремля не было. И мы пошли на это предательство соседней страны, думая, что беда Молдовы нас не коснется. Оправданий была масса – и необходимость сотрудничества с Россией, и дешевый газ, и то, что россияне в Молдове – не оккупанты, а миротворцы, и даже факт наличия в Приднестровье украинского населения, которое “не хочет в Румынию”.
Что же, на Донбассе тоже немало русского населения, которое куда-то там не хочет… За предательство всегда приходится платить дорого. За равнодушие – еще дороже. 20 лет назад мы согласились официально пропускать оккупантов в чужую страну. Спустя десятилетия они появились на нашей земле. Так обычно и бывает.