"У российского президента блестящая тактическая интуиция, он умеет извлечь выгоду из момента, но в стратегическом плане результаты почти неизменно катастрофические", - пишет в статье для Foreign Policy эксперт Марк Галеотти, поясняя, что пересказывает слова одного россиянина, "прежде работавшего в Кремле", с которым он беседовал в марте в Москве. Россиянин назвал эту черту "парадоксом Путина".
Галеотти замечает: “Спустя семь месяцев сага о российском вмешательстве в ход президентских выборов в США стала идеальным наглядным примером “парадокса Путина”.
Разведслужбы США обвинили Россию во взломе электронной переписки избирательного штаба Хиллари Клинтон и компьютеров Национального комитета Демократической партии. “Российские иноязычные государственные СМИ, особенно телекомпания RT и информагентство Sputnik, неуклонно проводят узкопартийную линию против Клинтон и распространяют уверения в подтасовках на выборах и других махинациях”, – говорится в статье. “Есть также опасения, пока не подтвержденные доказательствами, что российская сторона может в день выборов взломать электронные системы для голосования”, – добавляет автор.
По мнению Галеотти, эти усилия принесли определенные успехи, но за них, вероятно, придется очень дорого расплачиваться.
Галеотти считает, что российское вмешательство в выборы в США преследовало две цели. 1) Ослабить Хиллари Клинтон, чтобы, сделавшись президентом, та не могла “тратить энергию на конфронтацию с Путиным и его свержение”. 2) Подрывая легитимность американской демократии, ослабить легитимность США за границей, обескуражить друзей Америки и подогреть кампанию глобальной пропаганды.
“Однако, совсем как аннексия Крыма (повлекшая за собой санкции и огромные убытки для госказны), авантюра в Донбассе (которая вылилась в новые санкции и втянула Россию в дорогостоящую необъявленную войну) и вмешательство в Сирии (где Путин было вывел войска, а потом передумал и в результате влип в еще одну войну неопределенной продолжительности), сегодняшние достижения России, по-видимому, обернутся завтрашним парализующим разгромом”, – полагает эксперт. По его словам, россияне уже опасаются ответных мер США и последствий для российско-американских отношений.
Хиллари Клинтон – прагматичный политик, продолжает автор. “Если бы Путин дождался ее инаугурации и предложил какую-то договоренность по Сирии, а возможно, даже по Украине, вероятно, она бы ее как минимум рассмотрела. Но своими выходками с утечками и очернением Путин, как представляется, сумел убедить г-жу Клинтон и ее окружение в том, что Кремль – явная и актуальная угроза американской демократии и западному единству. Как сказал мне один вашингтонский инсайдер, “теперь следует ожидать, что кошмары Путина” (возможно, даже негласная поддержка смены режима в России, о чем давно ходят слухи, замечает Галеотти) “воплотятся в реальность, как только Хиллари войдет в Овальный кабинет”, – пишет автор.
По мнению Галеотти, в Москве все больше осознают, что несколько месяцев злорадства не оправдывают негативных последствий. “Один высокопоставленный человек из аппарата парламента недавно выразил в разговоре со мной опасения, что “Россия превращается в новую ЮАР”, – передает автор. Он подразумевал бойкот режима апартеида.
“Даже сотрудники спецслужб, которые все это срежиссировали, испытывают сомнения”, – считает Галеотти. Так, аналитик, близкий к российскому разведывательному сообществу, искренне обеспокоен тем, что потенциал кибершпионажа, “который мог быть настоящим сокровищем, попусту растрачен на электронные письма со сплошными сплетнями”, передает автор.
По мнению Галеотти, авантюра вышла Путину боком потому, что на мировой арене он импровизатор.
Узрев слабые места политической системы США на выборах, Путин воспользовался моментом. “Американская демократия действительно пострадала. Но Путин также умудрился создать ситуацию, в которой роль России очевидна и требуются какие-то ответные меры со стороны США”, – говорится в статье.
“Одна из проблем Кремля состоит в том, что Путин-оппортунист живет сегодняшним днем. Он сосредоточен на том, чего может добиться завтра, но не всегда задумывается о последствиях, ожидающих его послезавтра. Он также слишком уверен в том, что сохранит контроль над своей затеей”, – пишет эксперт.
Однако “уверения Путина, что его руки чисты, выглядят все недостовернее, хаос начинает жить собственной жизнью и даже угрожать своему создателю”.