Русские тоже привлекли к себе внимание Вашингтона, когда один из их спутников, запущенный в 2014 году, пролетел между двумя коммерческими спутниками «Интелсат», а затем прошел рядом с третьим.
С первым залпом стал запуск китайской ракеты в 2007 году, которая уничтожила вышедший из строя спутник, замусорив космическое пространство тысячами обломков. Но другой запуск китайской ракеты три года тому назад заставил Пентагон по-настоящему встревожиться. Появилась возможность превращения открытого космического пространства в новый фронт современной войны.
На сей раз ракета вышла на гораздо более высокую орбиту, находящуюся на удалении 35 тысяч километров, — как раз туда, где Соединенные Штаты размещают свои самые важные и секретные военные спутники, выполняющие самые разные задачи, от точного наведения бомб до ведения разведки против противника.
Этот запуск стал сигналом тревоги для Министерства обороны и заставил военное ведомство и разведывательные службы выделить миллиарды долларов на защиту «самой ценной недвижимости в космосе», как выразился в интервью генерал ВВС США Джон Хайтен (John Hyten).
Столкнувшись с возможностью начала военных действий в космосе, руководство Министерства обороны начало разрабатывать технику и технологии защиты орбитальных спутников, дабы быть в курсе о том, чем занимается противник в сотнях и тысячах километрах над земной поверхностью. Военные усиливают защиту спутников, делая их более отказоустойчивыми и способными противостоять помехам.
Вместо того, чтобы строить большие и дорогостоящие системы, военное ведомство намерено отправить на орбиту крупные рои маленьких спутников, которые намного сложнее засечь и уничтожить.
В то же время Пентагон назначил министра ВВС «главным космическим советником», дав ему полномочия координировать действия в космосе всех вооруженных сил. Различные управления приступили к разработке сценариев военных игр по ведению боевых действий в космосе, а недавно был открыт Объединенный центр проведения комплексных космических операций.
Такая лихорадочная активность открывает перспективы новой технической гонки вооружений, на сей раз, в космосе, где страны ведут соперничество за превосходство. Пентагон даже создает так называемый «космический забор», который позволит ему эффективнее отслеживать космический мусор.
Руководство национальной безопасности обеспокоено не только тем, что ракеты смогут уничтожать его спутники, но и возможностью постановки помех работе спутникового оборудования. Вероятный противник сможет «ослеплять» приборы обнаружения, временно выводя их из строя, либо задействовать крошечные «спутники-паразиты», которые будут прикрепляться к поверхности американских спутников и наносить им ущерб. Это приведет к тому, что военнослужащие на поле боя останутся без связи, а ракеты не смогут обнаружить свои цели.
«Мы долгое время считали космос безопасным убежищем. А поэтому многие наши системы громоздки, дороги, невероятно эффективны, но в то же время невероятно уязвимы», — заявил заместитель министра обороны Роберт Уорк (Robert O. Work).
Пожалуй, больше всего поражает та открытость, с которой официальные лица из Пентагона говорят о своей подготовке к войне в космосе — особенно в связи с тем, что значительная часть проводимых там работ остается строго засекреченной.
По словам представителей военного ведомства, пока Соединенные Штаты занимались своими контртеррористическими операциями в Ираке и Афганистане, Россия и Китай разрабатывали силы и средства для нанесения ударов по США в космосе.
«Любая проводимая сегодня в мире военная операция в той или иной степени зависит от космоса, — заявил Хайтен, командующий космическим командованием ВВС США. — Понимают наши люди в США всю меру зависимости от космоса или нет, но остальной мир очень пристально следит за нами».
После войны в Персидском заливе в 1991 году зависимость американских вооруженных сил от космоса постоянно увеличивается. Военные спутники используются для ведения видео- и фотосъемки, для обеспечения связи в удаленных районах, для направления кораблей, беспилотных летательных аппаратов и даже бомб посредством системы GPS. Эти самые навигационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь американцев, которые получают со спутников информацию во время езды на машине, телевизионные сигналы и так далее. Даже в банковской системе для осуществления операций используется GPS.
Эти высокотехнологичные возможности дают американским военным огромное преимущество над противником. А за долгие годы они запустили в космос десятки спутников.
Сегодня, когда Россия, Китай и прочие страны разрабатывают технику, способную уничтожать объекты инфраструктуры американской национальной безопасности в космосе, руководство Пентагона опасается, что его спутники могут стать легкой добычей для противника. Командующий американским Объединенным стратегическим командованием адмирал Сесил Хейни (Cecil Haney) недавно заявил, что Северная Корея вполне успешно ставит помехи спутникам GPS, что Иран деятельно проводит космическую программу, и что «воинственные экстремистские организации» могут получить доступ к технологиям космического базирования, чтобы, среди прочего, шифровать свои передаваемые по связи сообщения.
«Мы должны признать, что несмотря на наши усилия, конфликты в будущем смогут либо начинаться в космосе, либо распространяться на космическое пространство», — сказал он.
Хотя Хайтен и его коллеги уже давно обеспокоены усиливающейся гонкой вооружений в космосе, в срочном порядке Пентагон начал действовать лишь после того, как китайцы в 2013 году осуществили свой пуск.
Когда противник начал нацеливаться на космические объекты, в космическом сообществе возникло «новое неверие в свои силы», сказал Хайтен. «Нам был нужен человек, который сказал бы „вперед“».
Такая команда, вспоминает Хайтен, прозвучала в 2014 году, когда высшее руководство Пентагона, включая заместителя министра Уорка, вывело космос в разряд приоритетов, заявив на одном из совещаний: «Если не дай Бог конфликт когда-нибудь переместится с Земли в космос, что мы в этом случае будем делать?»
Пентагон в текущем году потратит на космические программы 22 миллиарда долларов, плюс дополнительно пять миллиардов долларов. Два миллиарда из этой суммы пойдет на «контроль космического пространства», который включает совершенно секретные наступательные программы. Хайтен отказался обсуждать вопрос о том, каким образом Соединенные Штаты намереваются атаковать другие страны в космосе. Однако США имеют возможность взрывать спутники в космосе с 1985 года, когда летчик F-15 произвел пуск ракеты в космическое пространство, и эта ракета поразила старый военный спутник слежения.
Пентагон движется в правильном направлении, заявил старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) Элбридж Колби (Elbridge Colby). Дело в том, что если Соединенные Штаты вступят в конфликт с Россией или с Китаем, «они непременно выйдут в космос, потому что он очень важен для нас, а мы там крайне уязвимы».
Новый центр космических операций действует чуть более шести месяцев. «Начиналось все очень медленно, — вспоминает Хайтен, — потому что мы об этом просто не задумывались». Но потом военное руководство начало изучать различные сценарии и искать изъяны в обороне. По словам Хайтена, это помогло военным снести межведомственные стены и улучшить связь и планирование.
Прежде всего, возникли перемены в отношении, сказал генерал. Если раньше занимавшиеся космосом военачальники из Пентагона действовали, так сказать, в мирной среде, то теперь им пришлось думать о себе и о космосе иначе.
«Они военные, — сказал Хайтен. — И им пришлось признать, что они должны будут воевать».
Не то, чтобы Пентагон напрашивался на войну. Он готовится сдерживать конфликты, а не разжигать их, говорят представители военного ведомства.
Выступая недавно с речью, заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями, проверки и соблюдения соглашений Фрэнк Роуз (Frank Rose) сказал, что он «обеспокоен продолжающейся в России и Китае разработкой противоспутникового оружия». Вместе с тем, он заявил, что Соединенные Штаты «твердо намерены не допускать распространения конфликтов в космосе, и наша дипломатия поддерживает это устремление. Конфликт в космосе не соответствует ни чьим интересам».
А поэтому необходимо открыто говорить на эту болезненную тему.
«Тот факт, что Пентагон действует столь открыто, последовательно и в определенном смысле драматично, указывает на то, насколько серьезна данная проблема», — сказал Колби.
Когда Китай вывел свою ракету почти на геостационарную орбиту, где у Пентагона находится немало спутников, это «чертовски напугало очень многих людей», сказал технический советник Фонда за безопасный мир (Secure World Foundation) Брайан Уиден (Brian Weeden).
В то время китайские руководители заявляли, что провели испытание ракеты-перехватчика наземного базирования, и опровергали заявления о том, что эта система предназначена для уничтожения спутников.
Русские тоже привлекли к себе внимание Вашингтона, когда один из их спутников, запущенный в 2014 году, пролетел между двумя коммерческими спутниками «Интелсат», а затем прошел рядом с третьим.
«Риска столкновения не было, но было как-то неуютно близко к этому», — сказал Уиден.
Российское посольство в Вашингтоне на просьбу дать комментарий не ответило.
Без космоса Соединенные Штаты будут вынуждены вернуться к «войне индустриальной эпохи», сказал Хайтен.
«А это Вьетнам, Корея и Вторая мировая война», — заметил он. Никаких высокоточных ракет и управляемых бомб. «Это значит, что потерь будет больше, что побочный ущерб будет выше… Мы не хотим воевать таким образом, потому что сегодня Америка так войну не ведет».