Второй паспорт позволяет отечественному бизнесу минимизировать налоги.
Юристы констатируют: в последние два года помощь в оформлении второго гражданства стала едва ли не самой востребованной услугой среди топ-менеджеров крупных компаний и представителей среднего бизнеса. Они желают иметь возможность беспрепятственно покинуть страну в случае форс-мажора (рейдерской атаки на бизнес, к которой частенько подключаются силовики).
Второе гражданство, по слухам, имеют большинство депутатов, не говоря уже о представителях крупного бизнеса. К примеру, совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский не скрывает наличия помимо украинского еще и израильского гражданства. «Представители крупного бизнеса, как правило, выбирают развитые и капиталоемкие страны, такие как США, Великобритания, Италия, Монако, Швейцария и т.д.», — объясняет адвокат, партнер юридической компании TIC Денис Писанный.
Одни из наиболее известных беглецов — Сергей Григорович, основатель и владелец компании-разработчика компьютерных игр GSC Game World (его состояние в 2011 году оценивалось в $26 млн.), Михаил Стадник, учредитель компании «Стиоми-Холдинг», входящей в двадцатку крупнейших агрофирм страны, и предприниматель Денис Олейников, владелец компании ProstoPrint.
Между тем получение гражданства развитых стран требует немалых вложений. Например, виза ЕВ-5 (так называемая грин-карта) в США предполагает инвестицию как минимум $500 тыс., что обеспечивает двухлетний вид на жительство, а после — постоянную грин-карту.
Чтобы стать гражданином Австрии, необходимо инвестировать в местную экономику от 6 до 10 млн. евро либо создать благотворительный фонд с капиталом не менее 2 млн. евро. Требования об обязательном проживании на территории страны и знании немецкого языка соблюдать не придется. При этом на гражданство сможет претендовать не только инвестор, но и его семья.
Чтобы получить кипрский паспорт, бизнесмен должен инвестировать в экономику республики 10 млн. евро (деньги могут быть вложены в покупку недвижимости, создание или приобретение АО, ценных бумаг, выпущенных на Кипре, или в другие финансовые активы кипрских компаний). На острове будут рады и тем, кто готов развивать в стране инновационные технологии. Стать киприотом можно, открыв крупный научно-исследовательский центр или же доказав, что благодаря вашей инновационной деятельности местная экономика получила значительный прирост. Еще один путь к гражданству — регистрация предприятия на территории республики с ежегодным доходом не менее 10 млн. евро.
Впрочем, второе гражданство может пригодиться предпринимателям не только в экстренных случаях. Наличие второго паспорта, во-первых, обеспечивает им свободу передвижения, во-вторых, позволяет эффективно оптимизировать налоги, в-третьих, обходить некоторые ограничения, связанные с открытием представительства или инвестированием.
В некоторых странах, к примеру, ставки налогов на инвестиции и вывод капитала для граждан государств — членов Британского Содружества в несколько раз ниже, чем для владельцев паспортов других держав. Самый распространенный вариант решения этих проблем — покупка гражданства одного из островных государств Карибского бассейна и Полинезии, а также Центральной или Южной Америки (Фиджи, Багам, Панамы или Доминиканской Республики). После этого предприниматель может зарегистрировать на Кипре свою компанию на вторую фамилию, полученную при оформлении гражданства Содружества Доминики, и таким образом избежать рисков, связанных с использованием номинальных акционеров. В результате операции будут осуществляться между собственными компаниями, которые помимо всего прочего не будут считаться связанными. Кроме того, владение офшорной компанией является наиболее эффективным способом аккумуляции капитала и конфиденциального инвестирования средств в новый проект.
А вот в странах с развитой экономикой, таких как США и государства Евросоюза, где отток капиталов огромен, власти почему-то не беспокоятся, а иногда даже радуются, полагая, что если национальные капиталисты приобрели большие и прибыльные активы за границей, то это очень хорошо. А уж вся экономическая политика Японии на этом прямо-таки построена — предпринимателей всячески поощряют скупать знаменитые американские и европейские предприятия, полагая это свидетельством победы японского духа. Однако, у нас не Япония к сожалению.