Пока власть обвиняет предпринимателей в эгоизме и разъясняет, что без уплаты бизнесменами повышенных налогов пенсионеры и бюджетники долго не протянут, различные госструктуры без тени смущения разбрасываются бюджетными миллионами
Делается это путем проведения государственных закупок – выделения госсредств на те или иные цели, стоящие перед госструктурами, на альтернативной или безальтернативной основе. В принципе, сами по себе госзакупки являются абсолютно необходимой процедурой, без которой органы власти не смогли бы нормально функционировать.
Однако на сайте “Государственные закупки” (портал, на котором сводятся данные обо всех госзакупках в стране) можно найти массу занимательной информации. К примеру, можно узнать, что Министерство финансов потратило на сервер для хранения архивных баз данных около четырех миллионов гривен. Чрезвычайно необходимые украинской армии “тропические” башмаки закупаются по цене, в три раза дороже рыночной (при этом фирма, неделю назад выигравшая этот тендер на сумму в полтораста тысяч гривен, уже прекратила свое существование), а ремонт туалетов в сельской школе на Львовщине обошелся бюджету почти в миллион гривен.
“Главред” решил составить список наиболее дорогостоящих покупок, которые, по нашему мнению, ну никак не помогают власти лучше исполнять возложенные на нее народом функции. Особую пикантность этим фактам придает июльское поручение Госказначейству от премьер-министра Николая Азарова – блокировать финансирование министерств и ведомств, если те будут покупать дорогие автомобили или мебель, делать дорогостоящие ремонты и т.д.
Учитывая большой резонанс, первое место мы отдали истории о покупке (правда, в результате несостоявшейся) госпредприятием “Информационный центр”, входящим в структуру Министерства юстиции, автомобиля “Мерседес-Бенц” стоимостью 1,1 миллион гривен в самом начале осени. Когда об этом стало известно широкой общественности, власть стремительно включила задний ход и отказалась от приобретения машины – но автодилер поначалу вполне логично отказывался расторгать выгодную сделку. Ситуацию решило вмешательство самого главы Минюста Александра Лавриновича, который, во-первых, “настойчиво порекомендовал” руководителю “Информационного центра” отказаться от “Мерседеса”, во-вторых, связался с руководством автофирмы, – и сделка все-таки была расторгнута.
На втором месте – транжирство Государственного управления делами (легендарной “ДУСи”). Это учреждение не поскупилось на шесть миллионов гривен для закупки мебели в один из крымских санаториев, находящийся в подчинении “ДУСи”, в середине октября. Закупка проводилась у одного участника – то есть никакого конкурса не проводилось. В объяснительной записке такая срочность объясняется предстоящим визитом президентов Польши и Словакии и необходимостью обеспечить им “надлежащие условия”. Эти “надлежащие условия”, если верить документам, оказавшимся в распоряжении “Главреда”, поражают воображение украинского обывателя: “Закупаемая мебель должна отвечать интерьеру дворцового типа, <…> мебель должна быть изготовлена из ценных пород дерева, украшена резьбой с позолотой и бронзовой фурнитурой, быть вырезанной по старинным образцам”, – так говорится в объяснительной записке “ДУСи”. Необходимые для “позолоты и бронзовой фурнитуры” средства были найдены в Стабилизационном фонде, созданном для борьбы с кризисными явлениями в экономике.
Буквально неделю назад санаторию “Феофания” (находящемуся в распоряжении той же “ДУСи”) срочно понадобилась газонокосилка. Поскольку это не обычный санаторий, и в нем лечатся сильные мира сего, то и газонокосилку купили не обычную, а тракторного типа – за полмиллиона гривен. Элементарный поиск подобной техники в Интернете доказывает, что цена тракторной газонокосилки – тысяч пятьдесят гривен максимум.
На третьем месте идет Генеральная прокуратура. Этому учреждению в середине ноября срочно понадобился письменный перевод, на который ГПУ потратила ровно полмиллиона гривен. Очевидно, рядовые переводческие фирмы не могут предоставить необходимого ГПУ качества услуг – поэтому победила на торгах компания “Украинский центр синхронного перевода”, клиентами которой являются “Майкрософт”, “Орифлейм” и “Дженерал Электрик”. А в начале осени в Генпрокуратуре почему-то начали выходить из строя часы – ситуацию исправили закупкой шести наименований наручных и других видов часов на сумму в 1,2 миллиона гривен.
Четвертое место мы отвели Службе безопасности Украины. В середине ноября эта структура купила три новеньких автомобиля “Тойота Кэмри”. При этом СБУ явно решила, что обыкновенная комплектация машины не будет соответствовать статусу учреждения, и остановила свой выбор на одной из самых дорогих. На все про все было потрачено более 1,2 миллиона гривен, то есть около четырехсот тысяч гривен за одну машину.
Список роскошных госзакупок был бы неполным, если бы в нем отсутствовала Верховная Рада, которой мы отвели пятое место. После того как в начале осени парламент постиг серьезный кризис – в кулуарах исчезли бойлеры с водой, в кабинетах закончилась писчая бумага, а в туалетах – бумага туалетная, финансовые дела Рады пошли на поправку. Сперва парламент полностью решил все проблемы с бумагой – ее было закуплено около 75 тонн за миллион гривен, а впоследствии еще миллион парламент потратил на различную оргтехнику. В то же время в упадок, видимо, пришел автопарк Рады – и в ноябре пришлось выделять 350 тысяч гривен на ремонт “мерседесов”. Но даже отремонтированных “мерсов” парламенту оказалось мало – и Рада подала заявку на покупку 17 автомобилей “Тойота Кэмри”. Торги должны состояться в декабре. Учитывая, что парламентарии вряд ли могут позволить себе ездить на худших машинах, чем работники СБУ, госбюджету это обойдется примерно в 6,8 миллионов гривен (400 тысяч умножаем на 17).
Это лишь наиболее яркие примеры “пира во время чумы”. Ежедневно органы власти совершают десятки подобных госзакупок – чтобы удовлетворить их аппетиты, даже нового Налогового кодекса будет, пожалуй, маловато.