Двадцать первый век поставил перед человечеством жесткие вопросы. Куда мы идем? Что нас ожидает в будущем? Сможем ли мы выжить?
Ситуация во всех сферах человеческой жизни осложняется день ото дня и уже достигла критического порога. Над миром людей давно висит «Дамоклов меч» самоуничтожения в результате ядерного противостояния. Экологические проблемы не только не решаются, но и все более усугубляются. Человечество разделено имущественной поляризацией, когда все богатство находится в руках стран «золотого миллиарда», а остальным странам приходится прикладывать максимум усилий, чтобы просто выжить. Эта пропасть между могущественным Западом и нищим Востоком и Югом постоянно увеличивается. Насилие и жестокость становятся нормой жизни. На фоне этого наркомания, СПИД, коррупция, преступность обретают статус непобедимости. Человечество все более становится бездуховным, подверженным деморализации, процветает цинизм и растет культ потребления. Основной тенденцией в межгосударственных отношениях является агрессивность. Последствием этого стало нарастание у большинства населения планеты чувства отчаяния, пессимизма и апокалиптических настроений. Постоянно распространяется информация о возможности всемирной войны, истощении ресурсов, распада мира на враждующие лагеря.
И хотя будущее покрыто тайной, но неведомая сила заставляет каждого человека думать о нем. Ученые пытаются создать обоснованную модель развития. И хотя никто не сможет предвидеть грядущие события, но на основе исследования исторической реальности, возможно создать, с некой долей вероятности, ход будущего развития.
Важное место в подобных исследованиях отводится проблеме мировой глобализации. Именно глобализация проявляется в том, что процессы, происходящие в одной части мира, определяют ситуацию в других регионах мира. Свободными оказались процессы циркулирования по планете потоков людей, капиталов, услуг, товаров и информации. Динамика исторических изменений невероятно увеличила свою скорость. Каждый житель планеты становится свидетелем такой массы перемен, на которые раньше уходили столетия.
Все большее значение приобретают глобальные коммуникации, политика, культура, наука, экономика и глобальный образ жизни населения Земли.
Одним из столпов мировой глобализации является экономика, в которой господствуют сорок тысяч транснациональных корпораций (ТНК), принадлежащие к финансовому миру США, Японии и Западной Европы. Они с легкостью подчиняют себе экономики других стран.
То, что мировой финансово-экономический кризис 2008 года, был спровоцирован американским ипотечным коллапсом, еще раз подтверждает лидерство США в глобальной финансовой мировой структуре. Американская кредитно-денежная система подверглась разбалансировке, что привело к банкротству множества крупнейших банков. Многие компании не смогли получить денежные средства при размещении ценных бумаг. Это, в свою очередь, негативно сказалось на уровне производства, уменьшении спроса и цен на сырьевые ресурсы и росту безработицы.
Одной из причин кризиса экономисты называют возникновение в 2008 году перегрева американского кредитного рынка, что привело к ипотечному кризису.
До 2008 года считалось, что американская кредитно-денежная система самая надежная, эффективная и стабильная в мире. Ядро этой кредитной системы — Федеральная резервная система США (ФРС). Именно ФРС, являясь финансовым институтом, ответственна за осуществление монетарной политики самого влиятельного государства мира. ФРС оказывает непосредственное влияние на величину вливаемой в экономику денежной массы, регулирует быстроту денежного обращения и т.д. В функции ФРС входит формирование и поддержание государственной денежно-кредитной политики страны, суть которой в регулировании роста депозитов и кредитов коммерческих банков, а также ссудосберегательных субъектов финансового рынка. Жесткий контроль над кредитно-денежной политикой государства позволил ФРС управлять экономической активностью страны, регулировать ценообразование, выступать в качестве налогово-бюджетного агента Казначейства, управлять банковскими холдинг-компаниями, осуществлять контроль над чековыми операциями, а также регулировать количество наличных денег.
И в то же время ФРС является независимой организацией. У президента США нет полномочий для ее упразднения. Только конгресс может специальным законодательным актом внести изменение в роль и функции ФРС.
В Кредитную систему США входят: банковские кредитные учреждения и страховые компании, пенсионные фонды, взаимные фонды и финансовые компании (не банковские учреждения).
Коммерческие банки составляют 40% от общего числа банков — их около десяти тысяч. Для национальных банков членство в ФРС обязательно. Но и для банков штатов путь к ФРС не закрыт — выполнив ряд условий, они могут присоединиться к Федеральной резервной системе.
Кроме банков-членов ФРС еще 25 тысяч депозитных учреждений предлагают населению страны услуги по вкладам и прочим банковским услугам. Не являясь членами ФРС, их деятельность все-же регулируется Федеральной резервной системой.
Несколько десятков лет очень успешной работы всех этих учреждений, на ниве выдачи кредитов населению и компаниям, привели к спиралевидному увеличению долгов и, конечно, долговых процентов. Доллар, являясь, как считалось, устойчивой денежной единицей, в результате реализации кредитного бума, стал просто бумагой не имеющей реального покрытия. США является самым крупным мировым должником, и эта задолженность перешла критический рубеж.
Безудержный рост кредитов, породил огромную денежную массу, которая не может долго существовать за счет получения процентов с кредита. В свою очередь рост долгов, уничтожает процентами развитие реальной товарной экономики.
Возникает вопрос — можно ли считать США страной изобилия и достатка, если все это богатство базируется на кредите под проценты.
60% экономики Соединенных штатов Америки состоит из экономики услуг, при которой любой бармен, парикмахерша и офисный служащий может чувствовать себя гражданином великой страны и полноправным членом общества.
Если рынок услуг в США постоянно растет, то производство с той же скоростью (если не с большей) перетекает в азиатский регион. На прилавках США уже практически невозможно увидеть товары американского производства — в основном, это продукция из Китая.
Американцам хватило 60 лет, чтобы из активной, молодой, спортивной нации превратиться в брюзгливую, заносчивую, располневшую и залезшую в долги нацию. Банки трансформировали процветающих людей в вечных должников. Вся система, начиная от банковских учреждений и до средств масс медиа работала и до сих пор работает на опустошение кошельков американцев. Любыми способами их вынуждают набирать кредиты на жилье, машины, на получение образования, на покупку избыточной одежды и продуктов питания. И каждый американец, попав в заколдованный круг, где не экономика работает на них, а они работают на экономику, мечтает когда-нибудь вырваться из этого омута.
Американцы потребляют сейчас более 40% мирового ВВП, а производят лишь около 25% мирового ВВП. То есть потребляют больше, чем зарабатывают. Ведь кто-то платит за это? И этот кто-то и есть остальной мир, который отдает товары и услуги Америке в обмен на доллары. Валютные резервы 60 стран мира «привязаны» к доллару. Доллар из мировой резервной валюты превратился единую меру стоимости. Поэтому покупательная способность доллара обеспечивается не только экономикой США, но и ВВП стран всего мира. Абсурд ситуации в том, что государства, чьи экономики обеспечивают устойчивость доллара, не могут контролировать объем его эмиссии. Этим правом обладает только ФРС США, а следовательно, именно ФРС контролирует мировые деньги. Никто сейчас даже не может предположить к чему приведет бесконтрольная эмиссия долларовой денежной массы.
Руководители многих стран не раз поднимали вопрос о смене резервной мировой валюты — то есть, уйти от доллара. Но пока реальных шагов в этом направлении никто не сделал. Нынешний президент США считает, что его страна является государством с сильнейшей экономикой и устойчивой политической системой, а значит, нет необходимости создавать новую международную валюту. Только время покажет, насколько уверенность Обамы соответствует реальному состоянию дел.