Довелось побыть за последние 2-3 месяца и «неисправимым и безосновательным оптимистом», и «пессимистом, которого противно читать». Это и натолкнуло меня написать эту заметку.
Украина сейчас находится в очень сложном положении главным образом, потому что цели перед нацией стоят огромные и великие, а значительная часть общества и элиты совершенно не способны этого осознать. И не способны осознать сложность задачи и неизбежную необходимость решать ее.
Итак, украинское общество можно условно поделить на 4 части (относительно позиции по происходящим событиям):
1.Совки. Та категория, которая не хочет перемен, хочет вернуться к состоянию осень 2013, а идеально — вообще слить страну Путину, лишь бы СТАБИЛЬНОСТЬ. Кто думает, что эта категория мала даже в Украине без части Донбасса и Крыма — страшно наивен. Их не менее 30% в активной или пассивной форме. И это число, при определенных обстоятельствах, может привести нас к огромному кризису. Если на досрочных выборах даст много голосов «новым регионалам». Потому их надо или умиротворить, или нейтрализовать. Как? Об этом ниже.
2.Эмоциональные ура-патриоты. Эта категория — самая опасная, даже более опасная, чем совки. Чем опасна? Слабым осознанием происходящих событий. Именно эти люди призывают «всех расстрелять без суда», выискивают предателей везде, не желают понимать сложность политического процесса и осознавать, что нам правят не идеальные люди, и что идеальных нет. Эта категория — наиболее легко манипулируема и внутренними деструктивными силами, и внешними. Для этой категории наиболее свойственна вера во взаимоисключающие вещи: они хотят непримиримой войны с Россией — и при этом возмущаются на власть за отключение света и тепла, они хотят радикальных реформ — но со страхом смотрят на необходимость урезания бюджета, они хотят развития экономики и инвестиций — но при этом выступают за большевистские методы национализации и ограбления богатых. Они хотят борьбы (вплоть до физического уничтожения) с коррупционерами — но не понимают, в чем заключается реальная борьба с коррупцией и сами остаются ее частью. В общем, сложная и крайне распространенная категория. Характерное поведение: ненависть ко всем, кто не вписывается в их представления о прекрасном, жажда бунта ради бунта, обожествление одних (например, Президента, Премьер, Яроша, Коломойского) при ярой ненависти к другим (например, Президенту, Премьеру, Ярошу, Коломойском). Низвергнуть Украину во мрак эта часть граждан способна куда в больше степени, чем любая другая. Они — объект агитации для популистов всех мастей, кремлевских провокаторов. Главная слабость — чрезмерная эмоциональность.
3.Безразличные ко всему происходящему, конформисты. Тут и говорить нечего.
4.Рациональные патриоты. Именно с этой категорией я связываю все перспективы возможных позитивных изменений. Способны дать более-менее трезвую оценку событиям, способны к практической деятельности, спокойны и умеренны в оценках. Стараются не занимать полярных позиций и исходить из реальных перспектив и возможностей данного момента. К политически деятелям (даже при наличии личных симпатий) стараются относиться критически и равномерно оценивать + и -. Тут можно выделить несколько подкатегорий – умеренные оптимисты и умеренные скептики, например. Эта категория готова терпеть тяжелые времена и непопулярные действия, если они подкреплены структурными, системными, институциональными переменами. Главная слабость — низка внутренняя сплоченность.
Украинскую политическую, бюрократическую и деловую элиту тоже можно условно разделить на 4 части:
1.«Старые». Те, кто перемен не хочет и очевидно борется против них. Условно — оппозиционный блок и почти вся бюрократия среднего уровня управления. Опора – «совки». Будет всячески вставлять палки в колеса реформам и украинскому обществу. Откровенно предательская и своекорыстная часть элиты.
2.Старые и новые популисты. Те — ко за все хорошее и против всего плохого. Реформы для них — долгосрочное зло, ибо могут подорвать поле их деятельности. Но в краткосрочном периоде — безусловное благо. Можно кусать власть, можно вставлять палки в колеса социальными лозунгами. И да, популисты — большая угроза реформам, чем «старые». Их опасность в том, что они типа ЗА, но они будут против в тех моментах, которые могут подорвать механизмы популистской политики на будущее (например, сокращение социальных обязательств государства) и в моментах, на которых будет легко пиариться. Есть также риск того, что они могут попробовать, воспользовавшись общим тяжелым положением, захватить власть. Старые представители — Батьківщина, Свобода, Радикальная партия, а также часть вновь прибывших народных любимцев — крикунов. Опора — эмоциональные ура-патриоты. Реформам будут препятствовать и вредить в меру сил, но полной блокады не будет, из страха вызвать уже и осуждение.
3.«Имитаторы реформ». Категория тех, кто хочет на словах, но не может или не хочет на деле. Опора — конформисты. Представители — значительная часть правящей коалиции, а также окружения Премьер — министра и Президента. Ну и, видимо, они сами. Реформы будут стараться смягчить в отношении влияния на интересы элиты, но, и, видимо, проводить их в общих чертах будут под давлением части общественности и внешних союзников, а также из страха перед категориям 2.
4.Последовательны реформаторы. Категория — самая малочисленная из представителей элиты. Часть самой прогрессивной бюрократии, где-то до пятой части Рады, значительная часть Кабинета министров, множество общественных деятелей. Опора — рациональные патриоты. Представители — значительная часть волонтеров, активистов (люди типа Карла Волоха), часть депутатов от БПП, НФ и Самопомощи. В Правительстве — Квит и легионеры. Про других сложно сказать. Главная слабость — необходимость согласованности действий с 2 и 3 категориями + низкая взаимоорганизованность.
Исходя из наличествующих категорий и характера их взаимодействия мы можем вкратце обрисовать 4 базовых сценария развития событий (исходя из того что совки и совсем «старые» временно отстранены от дел):
1.Худший сценарий. Власть теряет контроль над ситуацией в следствии социальной напряженности или в результате удачной провокации, происходит бунт, в результате чего Украина теряет управляемость, Россия со спокойной душой распространяет заразу сепаратизма куда хочет. Итог — конец Украины как государства или установление диктатуры. Возможные причины: а) социальный бунт в связи с недовольством жесткими реформами; б) сознательная провокация со стороны иностранных спецслужб; в) желание отдельных группировок захватить власть в свои руки. Как избежать: жестко пресекать любые провокации, незамедлительно проводить реформы, установить прямую коммуникацию с обществом, подавлять любые проявления агрессивного антигосударственного популизма. Вероятность такого сценария — незначительная, в пределах 10%.
2.«Застой». Реформы сводятся к наведению порядка и устранению наиболее неадекватных маразмов, страна постепенно возвращается к прежнему состоянию, социальное напряжение спадает в следствии оздоровления финансов, но «болото» продолжается. Как избежать — активно продвигать идеи реформ, прижимать популистов, давить на «имитаторов» с целью добиться максимальных уступок. Возможный итог — Украина обретает качественную армию, получает кредиты, но остается тем, чем и была — бедной коррумпированной страной. К тому же, велик риск реванша «старых» или установление авторитарного режима реформаторского (дальневосточного или турецкого) типа. Вероятность — в пределах 30%.
3.«Умеренный реформизм при соблюдении в целом интересов элиты». Общий курс на реформы реализован в самых проблемных частях, система обновлена и ей возвращена дееспособность, бизнес получил достаточную поддержку для выхода из глубокого кризиса. Глубокие реформы коснулись бюджетной системы и госфинансов вообще, армии, полиции, дерегуляция и налоговая реформа — половинчаты, судебная реформа — в зачаточной стадии, устранены наиболее нездравые перегибы. Социальный фон стабилизировался. Политическая ситуация приведена к равновесию патриотических сил при оставлении «старых» на переферии, но не характеризуется стабильность. Постоянные досрочные перевыборы Рады, а, возможно, и Президента останутся нормой в течении последующих 10-15 лет. Возможное последующее углубление реформ как при демократическом устройстве, так и при возможном усилении авторитарных тенденций. Вероятность такого сценария — 60%. Для достижения уже такого — наиболее вероятного для нас сценария — нужна сильная организованная работа категорий 4, мной названных.
4.«Сильные реформы при выстраивании новой элиты». Вероятность этого сценария — проведение глубоких реформ, в том числе и в таких отраслях как суд, местное самоуправление и конституционное устройство — я считаю очень малой. Не только потому, что категории рациональных патриотов и истинных реформаторов — слабы, но и потому что у них нет единой программы действий и осознания необходимой модели Украины. Глубокие реформы, увы, сейчас практически невозможны, и сейчас, добиваясь реализации 3 сценария, мы должны готовить почву для 4.
Итак, описав ситуацию, я поясню про то, с чего начал.
Чего я опасаюсь? Я опасаюсь истериков в обществе и элите, популистов, которые могут в пылу эмоциональности и жажды власти могут уничтожить Украину. Того, что старые элиты и жажда имитации ради сохранения монополии на ресурсы могут затормозить реформы и лишат Украину шанса на изменения еще на 5-10 лет. Того, что идиотизм и радикализм победят рациональность и здравый смысл. Того, что ура-патриотизм окажется сильнее истинной любви к Родине.
Во что я верю? Я верю в то, что лучшая часть украинского общества от курса на реформы не отвернется. И заставит власть начать их проведение. При помощи друзей Украины. И что активная и умная часть политикума и гражданского общества будет постепенно вырабатывать действенную модель для будущей Украины, которой пока нет. Верю, что нам удастся отодвинуть популистов, паникеров, предателей от влияние на принятие решений. Верю, что «вечные революционеры» угомонятся или их угомонят, и они поймут, что революцией и бунтом можно свергать тиранов, но нельзя НИЧЕГО создать.
Верю, наконец в Украину и ее граждан. И уверен, что победа будет за нами!
Слава Украине!
Юрий БОГДАНОВ