Новости экономики

Навести порядок в госзакупках: 7 схем, по которым в Украине воруют деньги

Полный переход Украины на электронную систему закупок начнется в апреле и продлится до осени 2016, отмечает в своем блоге на "Новом времени" заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов. Поэтому сейчас самое удобное момент рассказать, в чем суть реформы, с чем мы боремся и почему это важно для каждого украинца.

Многое из того, что окружает каждого украинца, – это результат публичных закупок, когда органы власти и государственные предприятия тратят средства налогоплательщиков, например, на строительство дорог, отопления детсадов, аппаратуру для больниц, бронежилеты для военных и тому подобное. Именно неэффективное использование этих средств и ведет к появлению плохих дорог, одетых в залатанную форму воинов и заброшенных школ, а также к появлению у коррупционеров очередных мерседесов или роскошных вилл.

Видов мошенничества и неэффективности (которая с позиций разбазаривания средств налогоплательщиков ничем не лучше) в закупках за государственные средства существует довольно много:

1. Проблемы начинаются еще при планировании закупок. Почему вообще мы решили, что госкомпании нужны именно 10 новых автомобилей? А не, скажем, пять автобусов для учеников или новое оборудование для больницы? Уже при планировании всегда есть кто-то, кто готов лоббировать конкретное решение. В результате закупщики выбирают товары или услуги, которые нужны не государству, а неким “заинтересованным” лицам.

2. Определение предмета закупки – какие именно характеристики должен иметь товар или услуга? Вот решили мы покупать машину, а какую именно? Согласно закону, указывать условием закупки конкретную торговую марку мы точно не можем – это явное подыгрывание конкретному поставщику. Но “заинтересованные” лица могут так выписать условия, что ни один другой конкурент не пройдет.

3. Квалификационные требования к участникам. Здесь существует широкое поле для креатива: “заинтересованные” лица пытаются придумать что-то такое, что есть только у “правильного” поставщика, которому нечестный закупщик хочет отдать победу. Последний пример из практики бессмысленных требований: “Хотите поставлять нам овощи? А каждый ваша грузовик имеет сертификат, что они не радиоактивные?”.

4. Наконец, сам тендер. Здесь в “бумажных” закупках было широкое поле для злоупотреблений. “Заинтересованный” закупщик имеет миллион формальных причин, чтобы отказать в регистрации “чужого” поставщика. “У этого участника не приму документы, у него на 257-й странице размыта печать. Победителем объявлю, кого захочу, а все предложения засекретят как конфиденциальные”.

5. Заключение договора. Заинтересованные лица многое могли “подкрутить” через дополнительные соглашения – и цену “своему” поставщику увеличить, и количество уменьшить, и еще какие-то дополнительные “бонусы” заложить.

6. Манипулирование оплатой. Здесь горе-заказчики также ведут себя, как им заблагорассудится. Конечно же, в свою пользу. Кому угрожают заплатить только через три месяца, а “любимому” поставщику – на следующий день.

7. Ну и наконец – принятие товара. К сожалению, как бы прозрачно и честно не проводились закупки, мошенник-поставщик может ничего не поставить, а мошенник-закупщик – подписать акт, он что-то принял, а потом то же что-то “мыши съели”. Но это уже – чисто уголовное преступление.

В СМИ появляется немало сообщений о том, как недобросовестные чиновники закупили товары по цене втрое выше рыночной у кума-свата-брата. И это только то, что нашли борцы с коррупцией и журналисты. На самом деле таких злоупотреблений намного больше.

Появлению каких именно нарушений предотвращает система электронных закупок ProZorro?

1. Наиболее распространены именно махинации на этапе проведения тендера. Противодействием может быть открыт аукцион по постквалификации. Анонимность заявок не позволяет злоумышленникам отсеять «лишних» поставщиков или провести “своих” – закупщик до самого завершения тендера не видит названий компаний-участниц (они проходят в системе просто как “участник 1”, “участник 2” и т.д.). Таким образом, участие в тендере сможет принять любой добропорядочный поставщик, увеличивается конкуренция, которая позволяет получить лучшие условия.

2. Также система требует, чтобы сразу был загружен договор, поэтому можно отслеживать попытки мошенничества через дополнительные соглашения. В дальнейшем мы планируем перейти к заключению договоров непосредственно в электронном виде, с использованием цифровой подписи.

3. Относительно проблемы с оплатой, сама по себе электронная система госзакупок ее решить не сможет. Но здесь становится выгодна интеграция с системой Госказначейства E-data, что позволит легко отслеживать состояние оплаты для каждого из тендеров, а также определять нарушителей платежной дисциплины.

4. Идем в другую сторону процесса закупок: определение предмета закупки и квалификационных критериев (то есть, именно покупается). В электронной системе стало легче обжаловать тендерную документацию. Кроме того, мы разрабатываем базу типовых спецификаций (шаблонов): например, вы хотите купить стул, заходите в раздел “мебель”, выбираете “стул”, затем тип стула и получаете пример описания такого стула, который подойдет для 99% закупщиков. Вы можете как использовать такой шаблон полностью, так и изменить его в соответствии с вашими потребностями.

5. Остаются еще два элемента системы: планирование закупок и поставки товара. Здесь система может помочь пока только информационно. Компьютер не проверит, что в коробке с надписью “конфеты” приехали действительно конфеты, а не просто воздух – здесь должна работать Государственная аудиторская служба, которая имеет полномочия мониторинга закупок, а также Национальная полиция. Также компьютер не может решить, что более необходимо: покупать автомобили или ремонтировать школу. Этот вопрос должны решать депутаты и местные общины при утверждении бюджетов.

В полной мере использовать антикоррупционный потенциал системы ProZorro позволит закон о публичных закупках, принятый в декабре. Сейчас система готовится к развертыванию на всю страну. Полный переход всех госзакупок в электронную форму начнется с 1 апреля 2016 года, а 1 августа пройдет последняя волна мелких закупщиков.

В течение этого года ожидаемая экономия составит минимум 5 млрд грн. А уже в 2017 году электронные закупки позволят сэкономить до 50 млрд грн. Это почти столько же, сколько бюджет Вооруженных Сил Украины. Что это означает для каждого гражданина? В бюджете будет больше для социальных выплат, дорог, школ, обороны страны. Более от того, средства, которые не смогли украсть коррупционеры, – это деньги, которые не будут использованы на взятки или финансирование других преступлений. Как ни крути, но это победа для народа Украины и “измена” для тех, кто 25 лет наживался на закупках за средства налогоплательщиков.

По материалам «Новое время»
regional