Концепцию налоговой реформы Украины в течение нескольких месяцев разрабатывали сразу три ведомства: Министерство финансов, Министерство экономики и Госфискальная служба. Вчера, 6 августа, на заседании Кабмина этот концепт презентовал премьер-министр Арсений Яценюк.
О необходимости реализации правительственного пакета экономического роста заявил и министр экономики Павел Шеремета. “Невозможно реформировать экономику, не реформируя налоговую систему, тем более такую несовершенную, как в Украине”, – отметил Шеремета, представляя на брифинге основные векторы грядущей реформы.
В целом изменения коснутся не только ставок налогообложения, количества налогов и финансовой отчетности бизнеса – планируется, что реформа поспособствует децентрализации власти и поможет вывести экономику из тени.
Сокращение числа налогов
В первую очередь, Кабмин предлагает сократить количество налогов с 22 до 9. Отменяются:
сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (платят 123 тыс. плательщиков);
сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;
рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктоводам, транзитную транспортировку по трубопроводам природного газа и аммиака по территории Украины;
сбор за места для парковки транспортных средств;
туристический сбор;
сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.
При этом ряд налогов будет объединяться:
Изменений для “упрощенцев” и страховых компаний не будет. “Единый налог для предпринимателей не обсуждался вообще. Это значит, что изменений не будет. О страховых компаниях тоже не говорилось”, – пояснил Павел Шеремета. А вот сельхозналог, по его словам, будет включен в единый налог в качестве одного из его вариантов.
Как отдельно подчеркнул глава Минэкономики, ставки НДС останутся прежними.
Реформирование налога на прибыль предприятий
Единый учет предложили основать на стандартах финансовой, а не налоговой отчетности.
“Одной из целей является гармонизация финансового и налогового учета. Это, по сути, означает, что налоговый учет можно не вести, декларировать доход можно через финансовый учет, по международным стандартам финансового учета. Их может понять каждый профессиональный бухгалтер в Украине. Не обязательно будет заходить в налоговую бухгалтерию, можно будет просто один, а не два раза посчитать прибыль согласно этим стандартам”, – пояснил Шеремета.
Согласно упомянутым международным стандартам, в частности, сокращается с 49 до 3 количество налоговых разниц. Остаются:
амортизация;
формирования резервов;
финансовые операции (операции с ценными бумагами, процентные расходы).
В том числе отменяются разницы по расходам на обучение, ремонт, командировки и т.д.
По словам Шереметы, большой разницы между эффективностью такого упрощения для малого и для крупного бизнеса не будет. “Мы думали в целом о том, чтобы снизить налоговое давление и упростить систему”, – отметил министр.
Реформирование зарплатных налогов
По подсчетам Кабмина, общая налоговая нагрузка (то есть сумма всех зарплатных налогов) сегодня в Украине в полтора раза выше, чем в ЕС. “Если средний уровень налогообложения физического лица в Европе – это 36%. Имеется в виду НДФЛ и социальные начисления. В Украине этот показатель составляет 50%. У нас вообще должно было быть меньше, чем в среднем по Европе. Сейчас нужно хотя бы опустить до этого среднеевропейского уровня”, – заявил Шеремета.
При этом по подсчетам правительства, 70% работающих получают доходы ниже трех минимальных зарплат (МЗП). Именно доходы этих плательщиков составляют более 50% всех зарплатных доходов.
“Однако простое уменьшение ставок единого соцвзноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) к среднему европейскому уровню заметно уменьшило бы поступления в бюджет”, – отметили в пресс-службе Кабмина. Поэтому правительство решило перераспределить налоговую нагрузку, сместив ее на тех, кто зарабатывает больше трех МЗП.
При этом правительство предлагает целых шесть вариантов реформирования НДФЛ. Они так же имеют градации по уровню заработной платы. При этом согласно одной из этих моделей (см. ниже) для тех, кто получает больше 20 тыс. грн, предусматривается повышение налога сразу до 25%.
Для тех, кто получает меньше 10 тыс. грн, в зависимости от того, какая модель в итоге будет утверждена, ставка НДФЛ может снизиться до 10%, остаться на уровне 15%, или же повыситься до 20%. Таким образом, со средней зарплаты около 3600 грн. сейчас платится 540 грн. НДФЛ, 10% от такого оклада составят 360 грн., а 20% – 720 грн.
По словам Шереметы, предусмотренный всеми моделями прогрессивный налог в 25% в мировой практике не считается высоким.
Дополнительные поступления в бюджет по первой модели могут составить 3,5 млрд грн.
В этом случае дополнительные поступления в бюджет могут составить 2,5 млрд грн.
Дополнительные поступления в бюджет могут составить 4,7 млрд грн.
Дополнительные поступления в бюджет могут составить 5,1 млрд грн.
Дополнительные поступления в бюджет могут составить 8,9 млрд грн.
Дополнительные поступления в бюджет могут составить 14,7 млрд грн.
Как ранее заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, такую градацию в зависимости от доходов вводят для того, чтобы изменения Налогового кодекса не привели к серьезным проблемам в Пенсионном и других фондах. “Мы предлагаем изменить принцип системы налогообложения физлиц – кто больше зарабатывает, тот больше платит”, – отметил премьер.
По словам Шереметы, вопрос о том, кого же считать достаточно богатым для повышенных налоговых ставок, остается открытым. “Это хороший вопрос – кто у нас считается богатым. Если смотреть на предложенную шкалу, то тот, кто имеет больше 40 минимальных зарплат, точно попадает в эту категорию”, – пояснил глава Минэкономики.
А вот ставку на пассивные доходы (дивиденды) предлагается унифицировать на едином уровне – 15%. За счет этой унификации Кабмин планирует получить около 1,5 млрд грн дополнительных поступлений в бюджет.
Единый социальны взнос (ЕСВ): варианты реформирования
Компенсировать потери Пенсионного фонда в связи со снижением ЕСВ в Кабмине планируют за счет получения дополнительных средств от НДФЛ. “Единственным компенсатором является прогрессивная шкала налога на доходы физлиц. Но это должно оставаться предметом обсуждения, потому что остаются вопросы, например, на законодательном уровне – разделение НДФЛ и ЕСВ. И тут нужны креативные решения, которых мы ждет от дискуссии с общественностью”, – отметил Шеремета.
По его словам, поможет наполнить бюджет и позитивный эффект от детенизации экономики, минимум 50% которой сейчас находится в тени. “Все это делается, чтобы произошла детенизация, просто мы пока не можем точно просчитать эффект от нее”, – пояснил министр.
“Но все реформы просчитывались, чтобы доходы бюджета не изменились, это очень консервативный подход. Реформа направлена на то, чтобы уменьшить давление на бизнес, уменьшить количество зарплат в конвертах”, – подчеркнул Шеремета.
Согласно новым правилам, планируется изменить и администрирование налогов. Так, вводится единый отчетный период: раз в квартал должна подаваться отчетность по налогу на прибыль, НДФЛ, НДС, ЕСВ, акцизному сбору, екологическому налогу и проч.
Финансовая децентрализация
В местные бюджеты планируется полностью перевести два налога: налог на недвижимое имущество и фиксированный сельскохозяйственный налог.
Кроме того, предполагается самостоятельное формирование и принятие бюджетов на местах. Объединенные общины получат полномочия как органы областного значения и возможность обслуживать местные бюджеты в банковских учреждениях.
После внедрения этой части реформы Кабмин планирует внести способствующие децентрализации изменения в Конституцию, актуализировать законодательную базу по этому вопросу, создать муниципальную милицию и передать местной власти полномочия в сфере строительства.
“Постоянно обсуждается вопрос наполнения местных бюджетов, чтобы они могли выполнять возложенные на них функции. Я считаю, что, например, НДФЛ должен также быть одним из налогов, которые остаются на местном уровне. А вот изъятия средств из общего бюджета на выполнение функций отдельных регионов не должно быть вообще”, – прокомментировал реформу министр экономики.
Создание службы финансовых расследований
Право на налоговые проверки Кабмин собирается оставить только госфинсинспекции, а налоговая милиция будет ликвидирована.
“В рамках нашей налоговой реформы (планируется – Ред.) создание службы финансовых расследований, а точнее ликвидация налоговой милиции и ликвидация еще 4-х органов госвласти, которые осуществляют проверки субьектов предпринимательтской деятельности. Сейчас проверки на предмет правильности оплаты налогов осуществляют два департамента госфискальной службы, еще два департамента МВД и третий орган – Главное управление контразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической беезопасности. Мы предлагаем ликвидировать у всех этих органов несвойственные им функции”, – сказал Яценюк.
По его словам, только по итогам года эти три “монстра” проводят 61 тысячу проверок. То есть, каждый час 30 субъектов предпринимательской деятельности попадают под проверку, подсчитал Яценюк.
Все предложенные Кабмином варианты и схемы Налоговой реформы еще будут обсуждаться и, возможно, существенно изменятся, подчеркивает Шеремета. По его словам, правительство открыто для предложений от бизнеса и общественности, но сроки поджимают – на обсуждение едва ли остался месяц.
“На осеннюю сессию парламента, которая начинается 2 сентября, мы хотим выносить уже готовые предложения изменений в Налоговом кодексе и просить парламент, чтобы он принял это как можно быстрее, чтобы бюджет 2015 года можно было рассчитать по новым принципам”, – пояснил министр.
Напомним, ранее Арсений Яценюк уже заявлял о необходимости принимать госбюджет на 2015 год уже с учетом новых налоговых правил и принципов.
По словам Шереметы, для реализации программы экономического роста Украины решения парламента просто необходимы. “Без парламента практически ничего нельзя сделать, потому что это Налоговый кодекс, это закон, он изменяется только Верховной Радой. Ликвидация налоговой милиции, например, тоже должна быть утверждена депутатами”, – подчеркнул министр. По его словам, без законодательных изменений возможно лишь поменять подход государства и бизнеса к отношениям друг с другом, постепенно повышая доверие между предпринимателями и контролирующими органами.