Новости экономики

Меньше угля, больше солнца и ветра: Энергетическая стратегия Украины (ИНФОГРАФИКА)

Ветряки, солнечные панели и постепенный отказ от угля. Что еще предлагает правительство украинцам в рамках новой энергетической стратегии.

18 августа КМУ одобрил Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года. Ее проект представили еще в декабре 2016 года, с тех пор документ дорабатывали и вносили изменения с учетом советов общественности.

До сих пор в Украине действовала энергетическая стратегия, внедренная в 2013 году правительством Азарова. Согласно ей, основными энергетическими источниками в Украине до 2030 года должны быть уголь и газ. Также документ предусматривал в разы большее потребление электроэнергии, чем есть на самом деле. Обвинения в лоббизме и несоответствие реалиям стратегии-2013 заставили правительство ее пересмотреть.

Новоодобренный документ должен стать основой государственной энергетической политики до 2035 года, предусматривает, какие изменения должны произойти к тому периоду, за счет чего они будут проходить и кто за это будет отвечать.

Меньше углей, больше солнца и ветра

Структура энергетического комплекса Украины за 2015 год показывает, что наибольший уклон украинцы делали в сторону традиционных угля, природного газа и в меньшей степени атомной энергетики. Сектор возобновляемой энергетики (энергия солнца, ветра, воды и т. д) в общей структуре занимал лишь 4%.

В новой энергетической стратегии правительство приняло достаточно амбициозную планку – к 2035 году увеличить долю возобновляемой энергетики в общей структуре сектора вплоть до 25%. В частности, сектор биомассы увеличится с 2,2% до 11,5%, доля энергии от солнца и ветра возрастет с 0,1 % до 10 %.

Увеличится также доля природного газа – до 30,2%. В документе указано, что Украина и в дальнейшем будет отказываться от российского топлива, поэтому газ будет попадать к нам из других стран или будет добываться собственными силами.

Но и в отношении партнеров есть ограничения – импортировать в одной компании более 30% от общих поставок – нельзя. Чтобы избежать зависимости от одного источника поставок.

Еще одним “китом” энергообеспечения страны должна стать атомная энергетика – 25% к 2035 году. Атомное обеспечение Украины правительство планирует осуществлять при поддержке международных партнеров и путем наращивания собственного производства (в основном благодаря приросту добычи урана и циркония).

Стратегия предусматривает постепенный отказ от атомных поставок из России, поскольку это несет угрозу нашей безопасности.

Угольный сектор в общей структуре энергообеспечения к 2035 году правительство планирует сократить более чем вдвое. И на это есть основания.

Во-первых, производство собственного угля давалось нашей стране дорогой ценой – по состоянию на 2014 год, согласно отчету Минэнерго, средняя себестоимость добычи одной тонны угля на государственных шахтах составила около 1650 грн. А средняя цена реализации этой же тонны – 660 грн.

То есть, каждая добытая тонна угля приносила государству тысячу гривень ущерба. Это при том, что регион постоянно дотировался правительством.

Во-вторых, война существенно осложнила добычу, лишив Украину части шахт. Мы вынуждены были искать, откуда уголь экспортировать.

В-третьих, отказ от угля – общемировая тенденция. Так, например, Великобритания закрыла последнюю угольную шахту еще в 2015 году. Этим путем идут и другие европейские страны – в соответствии со стратегией Climate Analytics,в 2031 году с карты стран ЕС должна исчезнуть последняя угольная шахта.

Наталья Бойко, заместитель министра энергетики по вопросам евроинтеграции, в эфире телеканала ZIK заявила, что требование сократить потребление угля Украине выдвинули международные партнеры. К 2050 году наша страна обязалась отказаться от этого топлива вообще.

Откуда брать деньги

Кажется, что модернизацию энергетического комплекса Украины правительство будет осуществлять в первую очередь за счет налогоплательщиков и увеличивая коммунальные тарифы. Однако стратегия предполагает другой вариант развития – о росте тарифов для населения в ней не говорится вообще.

Более того, привлечение средств со стороны государства для восстановления энергетических мощностей вообще планируют сократить. Если в 2015 году энергоемкость ВВП (показатель, характеризующий уровень затрат топливно-энергетических ресурсов на единицу произведенного валового внутреннего продукта в тоннах нефтяного эквивалента) составляла 0,24 т.н.э./тыс. долл., то в 2025 году он должен составлять 0,18 т.н.э./тыс. долл., а в 2035 году вообще уменьшиться до 0,13 т.н.э./тыс. долл.

Также стратегия предусматривает сокращение потерь в сетях – с 12% до менее 7,5% процентов в 2035 году, если речь идет о потерях в электросетях. И с 20% до 10% теплопотерь.

В целом стратегия предусматривает три ключевых этапа модернизации украинского энергосектора:

– до 2020 года – реформировать сектор, увеличить долю возобновляемых источников до 11%, завершить институциональную интеграцию Украины в международную систему ENTSO-G, реструктуризировать угольную отрасль и т. д;

– до 2025 года – урегулировать привлечение инвестиций, повысить эффективность действующих систем, внедрять «умные» энергетические сети (Smart Grids), интегрировать украинские энергосети с европейскими;

– до 2035 года – увеличение национальной газодобычи, в том числе за счет разработки шельфа, наращивание производства нефтепродуктов, сокращение вредных выбросов и тому подобное.

Главными драйверами модернизации энергетического сектора должны стать инвестиции и приватизация. Доля прямых инвестиций из государственного бюджета Украины в развитие энергетической инфраструктуры не должна превышать 5-10%.

Ограничения накладываются и на приватизацию энергетических объектов. Компании не смогут владеть одновременно электростанциями и облэнерго. Обязательными должны стать экологические нормы и обеспечение энергоэффективности объекта.

На газовом поприще Украина планирует зарабатывать, сдавая в аренду газохранилища, ведь у нас их много.

В целом документ детально прописан под дальнейшую евроинтеграцию Украины. Каждый сектор энергетики (кроме угольного) планируют развивать прежде всего на внутреннем рынке и защищать от чрезмерного влияния одного поставщика, как это было с Россией.

Замечания со стороны экспертов чаще всего вызывает последний этап – там не говорится, как будет регулироваться атомная сфера, как правительство планирует “выводить” устаревшее атомное оборудование. Но в самом документе указано, что изменения возможны, они будут вноситься в зависимости от обстоятельств.

regional