В современную эру доминирования платформ успешные предприятия должны расширять и углублять свои связи. Громоздкие корпорации не сумели вовремя приспособиться к изменениям.
Об этом пишет Грег Сателл, корреспондент Forbes и экс-содиректор издательского холдинга KP Media.
“На протяжении всего ХХ века корпорации наращивали свое влияние. Частные предприятия сравнились во влиянии и богатстве с правительствами, и взяли контроль над массивными ресурсами.
Сегодня, однако, их доминирование идет на убыль. Рассмотрим, к примеру, пример корпорации Ford. Во время недавнего финансового кризиса компания активно занималась лоббированием правительства, чтобы спасти своих конкурентов – General Motors и Chrysler. Это делалось не из-за большого альтруизма, а из-за желания выжить. Если бы General Motors и Chrysler ушли из рынка, пострадали бы также их поставщики, от которых зависит и сам Ford.
В сетевом мире наиболее важным ресурсом является не то, чем ты владеешь, а то, к чему ты имеешь доступ. Граница между конкуренцией и взаимозависимостью размывается, и это полностью меняет условия игры в корпоративном мире. Отныне успешные предприятия будут процветать не за счет эффективного развертывания активов, а путем эффективного использования и углубления своих связей.
Смерть на цифровой скорости
Слово «крах» настолько часто используется в деловых кругах, что превратилось в своеобразное клише. Но, как и большинство клише, оно имеет под собой фактическую подоплеку. Так, с 1960 года средняя продолжительность деятельности компаний, согласно данным фондового индекса 500 крупнейших акционерных компаний США (S&P 500), упала с 60 лет до 20. По состоянию на 2011 год всего 13% компаний, входившие в первоначальный список самых крупных компаний США по версии журнала «Fortune», до сих пор существовали.
Дело не в том, что нынешние менеджеры менее компетентны, чем их предшественники. Наоборот, современные СЕО лучше образованы и имеют большие зарплаты. Рассмотрим, к примеру, причины краха американского поставщика домашнего кино и видеоигр Blockbuster LLC. Проблема состояла не столько в некомпетентности операционного менеджмента компании, сколько в значительном изменении платформ, на которых работают современные фирмы.
Руководство Blockbuster видело угрозу в новых цифровых технологиях, тогда как главной их проблемой была обременительная сеть розничных магазинов, которая включала в себя работников, сопутствующие процессы и системы. По той же причине международный ритейлер книг и музыки Borders не выдержал конкуренции с онлайн-магазином Amazon, который получает 40% доходов от продаж третьих лиц.
Другой пример успешных инвестиций – это крупнейшая в мире сеть розничных универсамов Wal-Mart, которая на протяжении последних 10 лет выстроила мощную логистическую платформу для продаж. В случае Wal-Mart выбор платформы одинаково хорошо работает и с физическими, и с виртуальными витринами.
Эра экосистем
Сооснователь американской компании по производству программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems Билл Джой сказал однажды: «Не важно, насколько вы умны. Большинство самых умных людей работают на кого-то другого». Это утверждение, известное сегодня, как принцип Джоя, обрело широкое распространение. Сейчас компании чаще подключаются к существующим экосистемам, нежели владеют ресурсами напрямую.
Как правило, это открытые платформы. К примеру, iPhone не был бы настолько ценным, если бы не существовали миллионы различных приложений для него. Это же относится к сервисам облачной инфраструктуры, таким как Microsoft Azure и Amazon Web Services, которые позволяют подключиться к сотням приложений виртуально.
Обратите внимание на разницу. В старой корпоративной экономике сделки были односторонними. Компании организовывали цепочку сбыта таким образом, чтоб доставить продукт высокого класса по более низкой цене. Но сегодня транзакции стали многосторонними. Компании должны достаться не только до своих клиентов, но и до тех, кто сможет усовершенствовать их платформы.
Сегодня облачные технологии охватывают практически все аспекты жизни: Xero в области бухгалтерского учета, Kareo в здравоохранении, Tidemark в ERP в программном обеспечении, Watson IBM в когнитивных вычислениях, Wink для умных домов, и этот список можно продолжать.
Иными словами, чтобы стать доминирующим игроком в современном мире, нужно стать незаменимым партнером.
Стратегия в сетевом мире
Во времена доминирования корпораций успешная стратегия состояла в приобретении активов и наращивании мощностей. Компании доминировали благодаря большим бюджетам маркетинговых отделов, ведению переговоров с клиентами и поставщиками, а также доступу к талантливым работникам. В современную эру доминирования платформ успешные предприятия должны расширять и углублять свои связи.
Но вернемся к Blockbuster и Borders. Обе компании были высокоэффективными операторами с достаточными ресурсами и сильными позициями на рынке, однако это им не помогло. Их капиталовложения в розничную платформу включительно с издержками на аренду, сотрудников, франшизу и поставщиков не позволили им мигрировать на новую платформу.
Ведь электронный бизнес – это не просто онлайн мерчендайзинг с альтернативной инфраструктурой. Новые платформы требуют новых умений и перспектив. Netflix и Amazon победили не потому, что были лучше или умнее, а потому что они были ничем не обременены. Благодаря этому они смогли быстрее перестроиться на новый лад работы и обрести необходимые навыки.
Сегодня компания – это не столько совокупность ресурсов и мощностей, сколько набор платформ.
Триумф общества
Старая дилемма экономики, известная как трагедия общества, состоит в том, что личный интерес, как правило, ухудшал ресурсы общины по причине их чрезмерной эксплуатации. Но в современной экономике доминирования платформ происходит прямо противоположное.
Традиционные ритейлеры, к примеру, не могут конкурировать с размерами и изощренностью платформы Amazon. Вместе с тем, благодаря платформе Bloomreach все они имеют доступ к аналитике, полученной из общих данных, а нам легче найти необходимые вещи через Google благодаря миллионам других поисковых запросов.
Именно поэтому технологические компании учатся вкладывать усилия не только в свои продукты, но и в комплекты для разработки программного обеспечения (software development kits, SDK) и приложений (API). На сегодняшний день продукт без связей – это продукт без возможностей.
Таким образом, в сетевом мире власть исходит не из верхушки иерархии, а из центра сети.”