Новости экономики

Опыт Грузии: как вывести украинский бизнес из тени

Когда государство ничего не делает для предпринимателей, обязательное использование кассовых аппаратов воспринимается как еще одна палка в колеса.

Такое мнение выразил Джаба Эбаноидзе, экс-замминистра юстиции и экс-глава Службы доходов Грузии, эксперт Международного центра реформ в Украине.

Первого июля должны были вступить в силу изменения в законодательство, согласно которым частных предпринимателей-плательщиков единого налога обязали использовать кассовые аппараты. Однако этого не произошло: под влиянием критики был проголосован законопроект, который отменяет обязательное использование кассовых аппаратов плательщиками единого налога второй и третьей групп, чьи доходы в течение календарного года не превышают 1 млн грн.

Чтобы вникнуть в суть проблемы, нужно понимать, что кассовые аппараты – не цель, а средство, и что само наличие кассовых аппаратов у предпринимателей – это даже не половина решения проблемы. Об этом я знаю не понаслышке, так как в свое время возглавлял Службу доходов Министерства финансов Грузии. Внедрение и контроль использования кассовых аппаратов являлись моими прямыми задачами.

Зачем это нужно и как это работает

Кассовый аппарат (регистратор расчетных операций) – это инструмент контроля со стороны государства за оборотом наличных денег. Очевидно, что такой контроль обязателен для большого и среднего бизнеса. Что касается малого бизнеса, где фигурируют суммы поменьше, то тут должна быть зависимость от рода деятельности. К примеру, нужен контроль за торговлей, так как природа этой деятельности подразумевает оборот наличности. Напротив, деятельность самозанятых особ, которая подразумевает сервис, а не продажи, делает использование кассовых аппаратов необязательным. К такого рода бизнесу можно отнести мастерские по ремонту обуви, мастерские по ремонту часов, парикмахерские. С одной стороны, здесь есть ограничения на количество клиентов: парикмахер может подстричь не больше определенного количества клиентов в день – стрижка, скажем, занимает около получаса. С другой – администрирование и контроль за такого рода деятельностью обходится дороже, чем разница в поступлениях при наличии контроля и без него. Таким образом, экономически это становится нецелесообразным. Именно поэтому для такого рода мелкого бизнеса, как правило, применяется упрощенная схема в виде фиксированной суммы налога.

Особенностью крупного бизнеса очень часто является наличие внутренней электронной системы учета – специализированного ПО, работающего на персональных компьютерах. Эти системы можно наблюдать в больших магазинах и супермаркетах. Для таких систем использование отдельного кассового аппарата также не является хорошим решением, ведь кассовый аппарат, по сути, состоит из клавиатуры, дисплея, печатного средства и фискальной памяти (чипа). Все, кроме чипа, уже есть в компьютерах внутренней системы, поэтому во многих странах применяется простое и элегантное решение – USB-чип с фискальной памятью, который, по сути, превращает компьютер в аналог кассового аппарата. Очевидно, что использование такого устройства в больших системах значительно удобнее и дешевле в обслуживании. Во время моего пребывания на посту главы Службы доходов Министерства финансов Грузии такой чип был разработан, однако в Грузии он до сих числится прототипом и не утвержден на государственном уровне.

Внедрение

В целом, для оптимальной работы реестра расчетных операций и системы кассовых аппаратов, должны быть выполнены два базовых требования:

1. База данных расчетных операций должна принадлежать фискальной службе и иметь простой протокол доступа. Ни у одной компании не должно быть эксклюзивного права владения или поддержки этой базы данных.

2. Государство должно выработать простую и прозрачную процедуру сертификации кассовых аппаратов.

Такие простые базовые правила создают конкуренцию среди поставщиков оборудования и услуг, что значительно повышает уровень сервиса и снижает цену услуги. К примеру, в Грузии были компании, которые бесплатно предоставляли в аренду кассовые аппараты и брали лишь небольшую сумму за обслуживание ежемесячно. Можете сравнить это с ситуацией в Украине, где кассовый аппарат стоит несколько тысяч гривен, а ежемесячное обслуживание обходится в круглую сумму. Именно это и послужило основной причиной протеста мелкого бизнеса против внедрения кассовых аппаратов. Поэтому необходима ликвидация монополии и создание конкурентной среды в сфере продаж и обслуживания кассовых аппаратов.

Контроль и администрирование

Важно понимать, что само наличие кассового аппарата совершенно не гарантирует его использование: серая бухгалтерия в той или иной степени встречается во всех странах. Поэтому государство должно как контролировать использование кассовых аппаратов, так и стимулировать их использование.

Самый простой и эффективный способ контроля за использованием – контрольные закупки, когда под видом обычного покупателя сотрудник фискальной службы проверяет, выбивает ли продавец чек. Мы в Грузии пошли еще дальше и передали эту функцию частным подрядчикам, получавшим определенный процент со штрафа. Такие подрядчики оказались намного более эффективны по сравнению с сотрудниками министерства.

Хорошим примером стимулирования использования кассовых аппаратов является лотерея чеков: на каждом чеке кассовый аппарат выбивает уникальный номер, по которому можно мгновенно выиграть денежный приз, отправив код в смс или зарегистрировав на специальном сайте. Таким образом, покупатель заинтересован в том, чтобы получить чек во время покупки.

Безналичный расчет

Как ни парадоксально это прозвучит, но для государства и фискальной службы лучший кассовый аппарат – это его отсутствие и использование POS терминала (устройства для приема к оплате пластиковых карт) взамен. Безналичные расчеты очень легко контролировать: при правильной работе фискальных органов возможности ведения серой бухгалтерии минимальны. Государство должно всячески стимулировать население максимально использовать безналичный расчет и пластиковые карты вместо наличного расчета. В Грузии мы использовали моментальную лотерею: при оплате картой можно было моментально выиграть денежный приз, который тут же перечислялся на карту. Например, оплачивает человек счет в ресторане на 70 лари картой, и тут ему приходит смс о том, что он выиграл 100 лари. Мелочь, а приятно.

Ну и, пожалуй, самое главное: чтобы уменьшить трения и протестные настроения у предпринимателей по поводу нововведений, между бизнесом и государством должно быть установлено доверие. Когда государство ничего не делает, чтобы облегчить предпринимателям жизнь, когда силовики и контролирующие органы все так же собирают дань, обязательное использование кассовых аппаратов воспринимается как еще одна палка в колеса, очередной повод для штрафов и санкций. Более того, никто не хочет платить налоги, если знает, что эти деньги будут разворованы.

Если же предприниматели видят положительные изменения в стране, видят, как проходят реформы, как меняются силовые органы и налоговая, они очень легко идут навстречу. Срабатывает элементарное чувство справедливости: государство изменилось в положительную сторону, поэтому и мы должны меняться. Я помню один показательный пример. В Тбилиси есть огромный рынок “Лило”. Считалось, что навести там порядок невозможно в принципе: как только правительство пыталось что-то сделать, тысячи предпринимателей выходили на митинги и перекрывали улицы. Но вот однажды на заседании правительства министр сказал: “Это невероятно. Я вчера на рынке покупал шторы, и продавщица выбила мне чек. До сих пор не могу поверить.”

По материалам НВ
innika