Новости мира

Запад считает Путина новым боссом Сноудена, – The Wall Street Journal

Сноуден возлагает вину за свою "незаконную ссылку" на Обаму.

Путин сравнивает беглого агента ЦРУ с Сахаровым и говорит, что он может получить убежище в России, если прекратит разглашать секреты США, тем самым маскируя возмутительный для Вашингтона жест под личиной искреннего партнерства, пишут СМИ. Впрочем, Путин наверняка выжмет все возможное даже из такого “сомнительного подарка”, как Сноуден.

В блоге Washington Wire на сайте The Wall Street Journal приводится текст заявления Эдварда Сноудена с сайта WikiLeaks.

От благодарностей своим сторонникам Сноуден переходит к обвинению в адрес Барака Обамы: он, по мнению активиста, нарушил слово, поскольку сначала заявил, что не собирается в связи с его делом заключать какие-либо дипломатические сделки, а потом “поручил своему вице-президенту давить на лидеров других стран, чтобы те отклонили мое прошение о предоставлении убежища. Такое жульничество несправедливо, как и не предусмотренное законом наказание в виде ссылки. Это старые, скверные инструменты политической агрессии. Цель их – запугать, но не меня, а тех, кто последует за мной”.

“Я непреклонен в своих убеждениях”, – заверяет Сноуден.

“В понедельник один российский чиновник разгласил, что Эдвард Дж.Сноуден, бывший сотрудник-контрактник АНБ, попросил политического убежища в России”, – пишут журналисты The New York Times Эндрю Рот и Эллен Барри. Дежурный дипломат консульского пункта в аэропорту Шереметьево сообщил, что поздно вечером в воскресенье сопровождающая Сноудена лично доставила прошение Сноудена в российское консульство в терминале F этого аэропорта и что прошение передано в МИД.

Газета комментирует: “Если Путин предоставит убежище Сноудену, то нанесет серьезный ущерб отношениям России с США. Если же Путин поучаствует в его поимке, то покажется, будто российский президент склонился перед волей Вашингтона”.

В понедельник на пресс-конференции Путин попытался найти выход. “Он заявил, что Сноуден может пользоваться гостеприимством в России, если перестанет публиковать секретные документы, наносящие ущерб интересам США. Тут же Путин признал, что такое поведение Сноудена маловероятно”, – передают авторы статьи.

Теперь Кремлю, наверно, будет трудно сохранить нейтралитет. Многие российские деятели – от правозащитников и прокремлевских фигур до коммунистов, от националистов до депутатов – призывают предоставить Сноудену убежище. По словам аналитика Сергея Маркова, если Сноуден получит убежище, ему могут выдать российские документы, с которыми можно выехать за границу. Если же Сноуден останется в России, это будет очень хорошо для пиара: “Он будет как Депардье”.

“Эдвард Сноуден – подарок для России, а не раздражитель”, – считает корреспондент The Independent Шон Уолкер.

“С одной стороны, раскрытие им методов слежки и его роль разоблачителя противоречат всему тому, за что ратуют российский президент и клика бывших сотрудников КГБ в его окружении. С другой – его разоблачения направлены против США, и потому российские чиновники все как один расхваливают Сноудена”, – отмечает Уолкер.

Слова, сказанные Путиным в понедельник, что Сноуден может получить убежище в России, если он прекратит разглашать секреты США, маскируют жест, который Вашингтон должен счесть злодеянием, под личиной искреннего партнерства.

“Сноровка, с которой скрывают Сноудена, и тщательное управление информацией по этому вопросу указывают на то, что Кремль проявляет повышенный интерес к неожиданному подарку, который он получил, когда бывший подрядчик АНБ сошел с трапа самолета из Гонконга”, – заключает автор.

Россия не будет экстрадировать Эдварда Сноудена, заявил вчера Владимир Путин, который ответил на вопросы, связанные с бывшим сотрудником ЦРУ, и “сделал он это с явным раздражением”, пишет московский корреспондент La Stampa.

“Кремль с самого начала обращался с историей Сноудена как с горячей картошкой, – пишет журналистка Анна Зафесова. – Только вчера утром глава Совета безопасности РФ Николай Патрушев сообщил, что президенты двух государств дали поручение, соответственно, директору ФСБ Александру Бортникову и директору ФБР Роберту Мюллеру “найти решение” по неудобному гостю”.

“На этот раз Путин не хочет неприятностей с американцами. Российский президент заявил: “Господин Сноуден, я хочу подчеркнуть это (…), не является нашим агентом, никогда им не был и на сегодняшний день таковым не является. Наши специальные службы с ним не работали никогда и не работают. И он сам себя ощущает уже не бывшим сотрудником спецслужб, а борцом за права человека и в известной степени таким новым диссидентом, что-то наподобие академика Сахарова. В другом масштабе, но, тем не менее, по сути своей он борец за права человека, за демократию”.

Автор статьи замечает, что Кремль вынужден “учитывать общественное мнение с его сильными антиамериканскими настроениями, которые в последние годы активно подпитывал сам Путин”. Председатель Комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков высказался против экстрадиции Сноудена, ибо бывший агент ЦРУ показал, что в основе американской демократии лежит “тотальный шпионаж”, а депутат от “Единой России” Александр Сидякин даже предложил присудить Сноудену Нобелевскую премию мира, которой он заслуживает “больше, чем Обама”, передает издание.

Комментируя просьбу Сноудена о политическом убежище в России, обозреватель New Republic Юлия Иоффе восклицает: “Я же вам говорила!” -напоминая о своей статье Путин: Сноуден – “свободный человек”. По мнению автора, США сами помогли этому “застреванию в российском болоте”, так как надавили на Эквадор и другие государства, способные приютить Сноудена.

В понедельник Путин заявил, что Россия не выдаст Сноудена, но поставил условие: “прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам”. “Что-о? – изумляется Иоффе. – С каких это пор Россия заставляет кого-то перестать “наносить ущерб нашим американским партнерам”?

Журналистка объясняет это так: “Россия… ну, точнее, Путин… не относится к США враждебно, когда считает, что может посочувствовать положению США”. Так, после терактов 11 сентября и бостонских взрывов Путин первым из мировых лидеров связался с американской стороной.

В России слив информации типа той, которую раскрыл Сноуден, – уголовное преступление, приравненное к шпионажу. И Сноудена, и журналистов оштрафовали бы и посадили в тюрьму, не сомневается Иоффе. “И все же поразительно, как Путин ухватился за случай, чтобы позиционировать себя и как мятежный “друг-недруг”, и как заботливый союзник”, – говорится в статье.

“Говорят, что из идеалистов получаются лучшие активисты, но не всегда самые мудрые лоцманы в море международной политики, – размышляет международный обозреватель The Washington Post Макс Фишер. – Идеалы Эдварда Сноудена привели его в круг самых могущественных игроков на мировой арене”, однако “его понимание международной системы оказалось слабовато”.

“В то время как многие в Гонконге и на материковой части Китая выражали моральную поддержку Сноудену, она не материализовалось в политическую поддержку”, – отмечает Фишер. Сноуден выразил пожелание найти убежище в Исландии, которая оказывает основательную поддержку разоблачителям злоупотреблений, но Исландия – тоже действующее лицо на международной арене и сейчас исландцы ищут более тесных связей с США.

Эквадор тоже значительно сбавил обороты. Автор не исключает, что “все испортила активная деятельность Ассанжа”: возможно, президенту Корреа не понравилась видимость того, что Ассандж “командует парадом”.

И это приводит Сноудена в транзитную зону московского аэропорта. Новый босс Сноудена – российский президент Владимир Путин, продолжает Фишер. “Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст”, – заявил Путин.

Что ж, даже Москва видит пределы того, насколько можно злить США, замечает Фишер.

“Главы государств становятся и остаются таковыми благодаря осторожному прагматизму, тщательному балансированию в интересах своей страны, предусмотрительности на мировой арене. Это справедливо как для правительств Гонконга и Исландии, так и для таких лидеров, как Путин и Корреа… Но активисту Сноудену, идеализма которого хватило на то, чтобы сбежать из своей страны и раскрыть “неправильные” секретные программы, дипломатические маневры не всегда удаются”, – говорится в статье.

The Washington Times публикует интервью с отцом Эдварда Сноудена, Лоном Сноуденом. Отмеченный наградами отставной служащий береговой охраны, тоже в свое время имевший доступ к секретной информации, теперь надеется, что его сын – “вдумчивый человек с фантастическим чувством юмора” – вернется в США и предстанет перед справедливым судом.

“Если мой сын оказался в курсе информации, которая привела его к мысли, что может иметь место нарушение американской конституции, то несанкционированное раскрытие засекреченной информации, безусловно, не противоречит конституции, а конституция – основной закон страны”, – цитирует Сноудена-старшего издание.

Лон Сноуден недоволен тем, что его адвокат предал огласке переговоры с властями об условиях возвращения его сына в США. Расценки на услуги юристов также неприятно его удивили: “Вы себе не представляете, сколько денег эти адвокаты хотели взять с меня просто за то, чтобы понять, чего можно ожидать от правительства”.

“Я потерял сына из-за всего этого. Он пропал. Вероятно, я больше никогда его не увижу. Вот в такой я оказался ситуации”, – заключает Лон Сноуден.

По материалам InoPressa.ru
regional