Новости мира

Россия и США ведут необъявленную газовую войну

Россия в скором времени потеряет влияние на газовом рынке в результате поставок в Европу американского сланцевого газа. Энергетическое оружие, которым успешно пользовался Кремль долгие годы, может обернуться против него. Об этом пишут западные СМИ, цитируя аналитический материал агентства Associated Press.

Кремль на чеку, европейские государства бунтуют, а некоторые подозревают, что Москва в тайне финансирует компанию по подрыву стратегических планов Запада. Это далеко не фильм об эпохе «холодной войны», речь идет о политических последствиях увеличения потоков американского сланцевого газа. Как эффект домино, технология бурения, которая называется гидравлический разрыв пласта, потрясла энергетические рынки от Вашингтона и Москвы до Пекина. Некоторые полагают, что возможно Штатам в ближайшем будущем импортный газ не понадобится, а Россия может понести серьезные потери.

«Сейчас все обернулось против них (России). Их время доминирования на европейском рынке газа осталось позади», – считает эксперт Бруклинского института в Вашингтоне, специализирующегося на России, Фиона Хилл.

Если верить исследованию Школы управления Кеннеди Гарвардского университета, будущее США, России и Китая, их потенциал влияния в мире, тесно связаны с таким немаловажным аспектом, как разработка мировых газовых месторождений.

Эта история началась всего несколько лет назад, когда бурильщики обнаружили огромные запасы сланцевого газа. Эксперты полагали, что американские запасы натурального газа истощены, но сланцевый газ заполонил рынок и цены на «голубое топливо» резко упали. Россия экспортировала огромные объемы голубого топлива в Европу и многие другие страны по цене $10 за условную единицу, а средняя цена за тот же объем в США составляет $3.

Такая математика привлекла энергетические компании и политиков по всему миру.

Некоторые европейские государства начали рассматривать будущее без российского газа. Поводом для желания сократить зависимость от «голубого топлива» из России стали события 2009 года, Россия прекратила поставки газа через Украину почти на две недели, и более 15 европейских стран были вынуждены искать альтернативные источники энергии.

Речь идет об огромных суммах. Российская энергетическая корпорация «Газпром», где контрольный пакет акций принадлежит государству, в прошлом году получила $44 млрд дохода. Компания является крупнейшим в мире поставщиком натурального газа, основная часть которого уходит на экспорт. Однако в прошлом месяце «Газпром» отменил свои планы по разработке нового месторождения в Арктике в связи с падением прибыли почти на 25%.

В президентской кампании в США стратегический потенциал в этой сфере уже стоит с заглавной буквы. Митт Ромни заявил, что «собирается придерживаться политики по сокращению энергетической зависимости европейских стран от российских ресурсов». Барак Обама в начале сентября отметил, что Штаты могут в разработке «получить столетний запас натурального газа, который прямо у нас под ногами», и который «сократит импорт нефти в два раза уже к 2020 году и создаст 600 000 рабочих мест только в газовой отрасли».

В Европе также настроены решительно. Министерство защиты окружающей среды Польши в своем заявлении подчеркнуло, что «увеличение добычи сланцевого газа в Европе сократит импорт, поступающий по алжирским и российским газопроводам».

В Кремле эти сообщения восприняли тоже остро. Как отмечает Фиона Хилл, комментируя встречу академических кругов и СМИ в Москве и Путина в конце 2011 года, «всего раз» президент РФ ей показался действительно озабоченным. Это произошло тогда, когда он пытался объяснить, насколько опасен гидравлический разрыв». Однако начальник Управления структурирования контрактов и ценообразования ООО «Газпром экспорт» Сергей Комлев считает, что сланцевый газ в долгосрочной перспективе лишь поможет развитию страны. Он признал, что состояние дел далеко не на высоте, но полагает, что ни по каким показателям американский сланцевый газ не сможет прорваться на европейский энергетический рынок.

«Кроме того, мы слышали, что причиной развернувшейся активной деятельности в этой сфере стало желание сократить зависимость некоторых стран от газа «Газпрома», а в результат, в конечном счете, сыграет нам только на пользу».

В его электронном письме также сказано, что «аномально низкие цены на газ в США вряд ли продержатся долго, и это хороший повод сохранять спокойствие». Иными словами если рынок натурального газа вырастет, Россия получит лишь потенциальных покупателей благодаря своим огромным резервам. Комлев даже поблагодарил США за то, что Штаты взяли на себя роль «лоббиста сланцевого газа», и заявил, что «Газпром» придерживается мнения, что голубое топливо наиболее благоприятный для окружающей среды вид топлива. Он пишет: «Газпром» видит сланцевый газ как огромный подарок индустрии», но когда цены на газ вырастут, «под вопросом окажутся планы Америки по становлению главным газовым экспортером».

Так как экспорт включает в себя достаточно запутанное сочетание математики, политики и рынка, автор публикации отмечает, что американские газовые компании, и их акционеры также жаждут повышения цен.

Исполнительный вице-президент Pace Global Джеймс Димер, международный консультант компании из штата Виржиния, убежден, что нынешние цены на сланцевый газ скорее направлены на то, чтобы привлечь внимание к себе, нежели чтобы удержаться на одном уровне. Pace Global, опубликовавший недавно отчет «Сланцевый Газ: Цифры против Рекламы», также осуществляет исследования сланцевого газа для «Газпрома» и других. Димер придерживается мнения, что как только финансовые вливания прекратятся – цены вырастут. Данные исследования, которое компания проводит для «Газпрома», он не раскрыл. Сейчас Pace принадлежит немецкому Siemence.

Тот факт, что они выполняют работу для «Газпрома» вызвало в Вашингтоне некоторое недоумение. Хилл отмечает, что промышленные обозреватели в Европе уже склоняются к тому, что Россия финансирует экологические группы, активно протестующие против разработки газовых месторождений в Европе, которые в перспективе могли бы сократить влияние Москвы на рынке голубого топлива. «До меня доходит много слухов, что это российских рук дело, но как бы там ни было, у меня нет доказательств», – отмечает она и добавляет, что многие критики доверяют появившимся слухам, поскольку «Газпром» владеет СМИ в России и Европе, и они публикуют статьи об экологических рисках технологии гидравлического разрыва пласта.

Впрочем, как говорится в публикации, «Газпром» отвергает эти слухи.

Многие американские СМИ, включая AP, затронули в своих материалах аспект воздействия сланцевого газа на окружающую среду. Регулирующие ведомства говорят, что загрязнение воды и воздуха крайне редки, однако некоторые организации по охране окружающей среды и часть ученого сообщества заявляют, что на эту тему было проведено недостаточно исследований.

Американские энергетические компании жаждут экспортировать природный газ. Этот вопрос насколько деликатный, что решение по нему администрация Обамы отсрочила вплоть до выборов. В апреле организация Siera Club начала судебную тяжбу, чтобы предотвратить план по экспорту, заявив, что это вызовет рост цен на газ внутри страны и нанесет вред окружающей среде.

Однако уже сама перспектива экспорта газа из США провоцирует ожидания снижения цен со стороны России, считает Кеннет Мэдлок III из института внешней политики Джеймса Бэйкера при Университете Рис в Хьюстоне. По его словам, это меняет расстановку сил в переговорном процессе для каждого. Сначала все складывается воедино, и лишь потом понимаешь «Ничего себе!».

Хилл в данной ситуации непонятна такая щедрость касательно сланцевого газа со стороны Штатов. В отличие от России и многих других стран, ни государство, ни какая-либо частная компания не может в Америке может контролировать или управлять этим щедрым даром.

«Вопрос лишь в том, сможет ли американское правительство делать то же, что и российское, в частности использовать это в качестве политического инструмента», – считает эксперт.

По материалам «Новый регион»
Anna