Юрий Луканов Депутат Европейского парламента поляк Павел Залевский провел в Брюсселе обсуждение процесса парламентских выборов в Украине. Автор этих строк был главным докладчиком.
Я презентовал в Европарламенте проект «Майдан-мониторинг: выборы 2012» и результаты его деятельности.
Основная мысль выступления заключалась в том, что еще только половина кампании прошла, а нарушений зафиксировано масса. Самое главное из них — это одномоментная жеребьевка по созданию всех избирательных комиссий, что является нарушением закона, поскольку жеребьевка должна проводиться по каждой комиссии отдельно.
Такой подход позволил внедрить в комиссии не имеющих шансов на победу представителей маргинальных партиек, а де-факто представителей Партии регионов. При этом огромное количество членов комиссий живет не в том регионе, в котором расположена сама комиссия. Они будут приезжать с базовых территорий Партии регионов — Донецкой, Луганской и АР Крым.
Этот факт красноречиво подтверждает согласие партии власти с подходом товарища Сталина: важно не как проголосуют, а как подсчитают. Он свидетельствует о том, что власть и дальше пойдет путем 2004-2005 годов, а именно — будет фальсифицировать выборы.
Эта встреча в стенах Европарламента, в которой, кроме господина Залевского, принимали участие еще семь депутатов, свидетельствует о том, что Европа продолжает быть заинтересованной в Украине, несмотря на все ухищрения украинских властей. Она продолжает следить за нами и в то же время думает, что со всем у нас происходящим делать.
Выступавшие и задававшие вопросы депутаты продемонстрировали, что они очень хорошо понимают суть происходящего в Украине. Но в их словах сквозила растерянность. Ведь они в своей демократичной Европе не привыкли к тому, что власть так откровенно нарушает законы и не особо маскирует свои намерения фальсифицировать выборы. Но вот что с этим делать в Украине? У них явно не было ответа.
Если бы хоть часть подобного случилась в Европе, то они бы обращались к общественному мнению, призывали избирателей дать соответствующую оценку подобному поведению. Привыкший к уважению своих прав избиратель непременно откликнулся бы. Но все это не работает или работает слабо в Украине.
Присутствовавшие депутаты пытались услышать от меня совет: что им делать во время выборов, где они будут работать наблюдателями от Европейского союза. Я отвечал, что вряд ли дам советы на все случаи жизни. Но общий подход должен быть следующим: нужно сразу же громко заявлять о малейшем нарушении, давать понять, что обозреватели на выборах работают активно и прольют свет на любые нарушения. Ведь шум от иностранцев — это единственное, что может повлиять на членов комиссий.
Но мне показалось, что они не особо верят в возможность повлиять на нахальную прямолинейность украинской власти. Посему звучал вопрос: а будут ли основания признать выборы проведенными несправедливо, недемократично, с нарушением закона? Иными словами: не признать результаты выборов.
Я отвечал, что уже сейчас есть для этого основания. А после выборов таких оснований будет больше в разы. Но признавать ли их недействительными, Европа должна решать самостоятельно. Тут я ей не советчик.
Мне кажется, что сам по себе факт непризнания не столь важен для украинских властей. Запад не признал посадку Юлии Тимошенко справедливой. И что из того? Это никоим образом не повлияло на позицию украинской власти. Так же может случиться и с непризнанием выборов в Украине.
Поэтому непризнание не может быть самоцелью. После этого должны последовать какие-то санкции, которые ощутит на себе киевская верхушка. Без этого непризнание не сработает.