Новости мира

Чем грозит конфликт России и Турции, – Эдвард Уокер

Даже если бы Анкара не усилила напряженность, сбив СУ-24, военное вторжение РФ в Сирию все равно грозило привести к столкновению с НАТО.

Если у кого-то еще оставались сомнения, что действия РФ в Сирии повысят риск прямого военного столкновения между Россией и США или НАТО, эти сомнения наверняка развеяло решение Турции сбить 24 ноября российский бомбардировщик СУ-24. Напряжение между РФ и Турцией остается серьезным. Путин дал это понять на своей пресс-конференции на прошлой неделе: «Они думали, что мы оттуда убежим, что ли? Нет, конечно, Россия не та страна! Мы своё присутствие и количество боевой авиации увеличили. Там не было, например, российской системы ПВО, теперь «С-400» там стоит. Мы приводим в нормативное состояние систему ПВО Сирии, отремонтировали уже ранее поставленные системы ПВО «Бук», весьма эффективные. Если раньше Турция там ещё летала и постоянно нарушала воздушное пространство Сирии, то пусть теперь попробуют полетать».

Без сомнения, самой запоминающейся цитатой из его выступления было «кто‑то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место».

Также появились данные о том, что американцы прекратили полеты пилотируемых летательных аппаратов (так что это не относится к беспилотникам) вдоль турецко-сирийской границы до востока от реки Евфрат. Сюда входит и коридор через Азаз, который является жизненно важной линией поставок для противостоящих Асаду сил, сражающихся у Алеппо и Идлиба. Военное руководство США, вероятно, приняло это решение, так как самолеты США при влете в эту зону захватывались радарами российского ПВО; предположительно, российские наводчики пытались определить, американские это самолеты или турецкие, так как им приказали сбивать любые турецкие самолеты с сирийской стороны границы – или, хуже того, и с другой стороны тоже.

Турция является членом НАТО. Если эскалация между РФ и Турцией дойдет до военного столкновения, особенно если это произойдет в воздушном пространстве Турции, Анкара может обратиться к 5 статье Устава НАТО. Если Североатлантический совет решит, что просьба справедливо, то во второй раз в истории НАТО (в первый раз к этой статье обращались США после 11 сентября 2001) ситуация будет определена как «вооруженное нападение на члена Альянса».

Если просьбу Турции признают справедливой, странам Альянса придется решать, как действовать дальше. Формулировка пятой статьи гораздо более неоднозначна, чем принято считать. И принимать решение НАТО придется, зная, что решительный ответ может привести к войне с ядерной державой, и не только в Сирии.

Необходимость такого решения станет ударом по единству Альянса, особенно если некоторые страны члены сочтут, что Турция спровоцировала нападение. Единство НАТО уже оказалось под вопросом из-за действий России в Украине, а также из-за роста популярности антиевропейских националистических партий на континенте.

Даже если бы Турция не усилила напряженность, сбив СУ-24, военное вторжение РФ в Сирию могло привести к столкновению с США или одним из их союзников. Впервые со времен конца Второй мировой Москва и Вашингтон проводят открытые военные операции в одной и той же зоне конфликта. И Сирия – не просто конфликтная зона; ситуация очень сложна и динамична, присутствует ряд внешних и особенно внутренних участников. Только в боях под Алеппо участвуют 54 более-менее автономные организации.

Помимо этого, военное присутствие РФ в стране создает и риски в долгосрочной перспективе. Россия нарастила свои активы в Сирии, в частности, отправив систему противовоздушной обороны С-400 «Триумф» на авиабазу возле Латакии. Поддержку С-400 осуществляют С-300, расположенные на ракетном крейсере Москва, который стоит у побережья Латакии с конца ноября.

В долгосрочной перспективе размещение российского вооружения может также повлиять на баланс сил в регионе. Особенно потому, что сворачивание военных операций Москвой в ближайшее время маловероятно. Как заявил Путин: «Мы будем проводить удары авиацией, и поддерживать наступательные движения сирийской армии». Если сирийская армия не прекратит операции, мы будем наблюдать скорее усиление российского присутствия, чем отступление.

Но, возможно, что еще более важно, российское присутствие также может стать серьезной проблемой для Израиля. Считается, что на встрече в Москве в конце сентября израильский премьер Нетаньяху дал Путину «зеленый свет» на сирийскую операцию. Но неизвестно, о чем именно они договорились.

Но, в любом случае, израильтяне, вероятно, близки к тому, чтобы передумать. Москва имеет возможность объявить в Сирии собственную бесполетную зону, возможно, с согласия США, и это почти наверняка затронет границу Сирии с Ливаном. Это помешает усилиям Израиля по блокированию поставок оружия из Сирии и Ирана Хезболле. Израильтянам также не понравится решение Москвы продать свои С-300 Ирану, да и в целом активизацией сотрудничества с ним.

Пока неясно, что может сделать Израиль в данный момент, кроме как попытаться улучшить напряженные отношения с Турцией (сейчас этим вряд ли занимаются). Очевидно другое: Израиль почти наверняка продолжит авиаудары вдоль границы Сирии с Ливаном, чтобы помешать поставкам оружия Хезболле. Это означает оказаться в зоне действия российского ПВО. Это также повысит риск возможных инцидентов и прямого противостояния между двумя очень сильными армиями.

По материалам «НВ»
innika