Тэлботт также напомнил, что на востоке России «имеется много ресурсов, которые нужны Китаю, но мало людей, чтобы их защищать».
Бывший заместитель госсекретаря США и один из ведущих американских экспертов по отношениям с Россией заявил, что решение президента России Владимира Путина отказаться от признания границ, возникших при распаде Советского Союза, может подготовить почву для «насильственного распада» самой Российской Федерации.
В интервью Huffington Post Строуб Тэлботт также выразил сомнения в жизнеспособности стратегического альянса между Россией и Китаем, подчеркнув, что Россия располагает «многими ресурсами, которые нужны Китаю, но малым числом людей, чтобы их защищать».
«Одним из самых важных решений, которое принял Борис Ельцин, как самый влиятельный из пост-советских лидеров, управлявших распадом СССР, были гарантии, что межреспубликанские границы станут международными границами новых независимых государств», – сказал Тэлботт, который сегодня возглавляет Институт Брукингса – либеральный исследовательский центр в Вашингтоне.
«Уже одно это позволило Советскому Союзу распасться, в общем-то, мирно, без насилия и относительно упорядоченно, – продолжил он. – СССР избежал кровавой войны, которую мы наблюдали при распаде Югославии. Путин отбросил это решение и теперь следует курсом сербского лидера Слободана Милошевича. Выбрав этот курс, Путин, вполне возможно, толкает Российскую Федерацию к насильственному распаду».
Говоря о возможности стратегического партнерства между Россией и Китаем, Тэлботт указал, что эти две страны «на самом деле не подходят друг другу» из-за серьезных экономических различий.
«Кроме того, существуют противоречивые геополитические и этнографические реалии, – сказал он далее. – Россия – самая большая по площади страна на планете, имеющая протяженную границу с самой большой страной по численности населения, Китаем. У России есть многое из того, что нужно Китаю – сырье. Это слагаемые предстоящей серьезной конкуренции, а может быть даже и конфликта».
«Если задумываться о долгосрочной перспективе, чего Путин не делает, ему следовало бы больше беспокоиться об устойчивости российского контроля над обширными территориями востока страны, где имеется много ресурсов, которые нужны Китаю, но мало людей, чтобы их защищать», – резюмировал бывший американский дипломат.