Многие молодые афганцы никогда не знали жизни при талибах
Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на Reuters.
Когда 20-летняя Салджи узнала на прошлой неделе, что она обогнала около 200 000 студентов, сдавших вступительные экзамены в университет Афганистана в этом году, она была в восторге.
В течение нескольких месяцев она запиралась в своей комнате в столице страны Кабуле, чтобы учиться, иногда забывая поесть. Когда ее семья собралась вокруг телевизора, работающего на солнечной энергии, она поняла, что ее тяжелый труд окупился.
«Это был момент, когда я почувствовала, что кто-то подарил мне весь мир», — сказала Reuters Салджи, которая, как и многие в стране, носит одно имя. «Моя мать плакала от счастья, и я плакала вместе с ней».
Это чувство почти сразу превратилось в беспокойство, когда она вспомнила события прошлых недель.
После вывода основной части оставшихся сил США в Афганистане талибы начали молниеносное наступление по стране, кульминацией которого стало падение Кабула 15 августа.
«Мы столкнулись с очень неопределенным будущим, мы размышляем, что будет дальше», — сказала Салджи Reuters. «Я думаю, что я самый удачливый и самый неудачливый человек».
Почти две трети афганцев моложе 25 лет – целое поколение – не может даже вспомнить Талибан, который правил Афганистаном с 1996 года, пока он не был свергнут поддерживаемыми Западом ополченцами в 2001 году.
В течение этого времени они применяли строгое толкование исламского закона, запрещая девочкам посещать школу, а женщинам работать. С 2001 года боевики боролись с повстанцами, в результате чего погибли тысячи афганцев.
После восстановления власти Талибан быстро заверил студентов, что их образование не будет нарушено, также заявив, что будет уважать права женщин, и призвал талантливых специалистов не покидать страну.
Но привыкшие к жизни с мобильными телефонами, поп-музыкой и смешиванием полов, афганское “поколение Z”, родившееся на рубеже тысячелетий, теперь опасается, что некоторые свободы будут ограничены.
«У меня были такие большие планы, у меня были все эти высокие цели, которые простирались на следующие 10 лет», — сказал Сосан Наби, 21-летний выпускник.
«У нас была надежда на жизнь, надежда на перемены. Но всего за одну неделю они захватили страну и за 24 часа они забрали все наши надежды, мечты. Все было напрасно».
Потеря свободы
Утром 15 августа, когда талибы подошли к Кабулу, 26-летний Джавид помчался домой из университета, в котором он работал после окончания учебы. Он отказался назвать свое полное имя из опасения репрессий.
Он удалил все электронные письма и сообщения в социальных сетях, которыми он поделился с иностранными организациями и правительствами, особенно в Соединенных Штатах.
Он взял бумажные копии сертификатов, выданных программами развития, финансируемыми США, на задний двор своего дома и сжег их. Полученный за эту работу стеклянный трофей он разбил об пол.
Многие афганцы, работающие на зарубежные организации, пытались бежать из страны за последние две недели.
Из-за того, что мало что осталось, кроме рассказов родителей о Талибане, некоторые молодые люди сказали, что они боятся, какой бы ни была реальность ситуации на местах.
Многие из них впервые увидели членов Талибана, когда они патрулировали улицы после завоевания Кабула.
Помимо безопасности, молодые люди, с которыми беседовали журналисты Reuters, беспокоились, что могут быть отобраны другие с трудом завоеванные свободы.
По данным Всемирного банка, прием в среднюю школу вырос с 12% в 2001 году до 55% в 2018 году.
С тех пор как ранее только одна государственная радиостанция транслировала в основном призывы к молитве и религиозные учения, в Афганистане сейчас насчитывается около 170 радиостанций, более 100 газет и десятки телеканалов.
“Это не говоря уже о смартфонах и Интернете, которых не было при правлении Талибана, что дает молодым людям доступ к мероприятиям за пределами Афганистана”, — сказала 18-летняя Элаха Тамим, которая также только что сдала вступительный экзамен в университет.
«Это то, что мы все используем постоянно», — сказала она. «Мы используем это для развлечения, когда хотим расслабиться, это наш способ узнать, что происходит в остальном мире. Я не хочу это терять».
Права женщин
Некоторые молодые женщины особенно обеспокоены победой талибов.
По данным Всемирного банка, число девочек в начальной школе выросло с нуля при талибах до более 80%.
Талибан заявил, что на этот раз будет уважать права девочек ходить в школу, хотя Джавид сказал, что многие студентки в его университете перестали посещать занятия из-за страха.
«Я вырос в среде, где мы были свободны, мы могли ходить в школу, мы могли гулять», — сказала Тамим. «Моя мать рассказывает истории о ее горьких временах (при Талибане). Эти истории пугают».
Аммар Ясир, член политического офиса талибов в Дохе, лично в Twitter поздравил Салджи – студентку, которая сдала вступительные экзамены в университет, с ее результатами и поступлением в медицинский институт.
Теперь она надеется осуществить свою мечту стать врачом, несмотря на неопределенность.
«Если талибы разрешают девочкам получать высшее образование, и они не создают для них препятствий, это хорошо, иначе вся моя жизненная борьба окажется под угрозой», — сказала она.
Несмотря на заверения Талибана о прекрасном будущем, некоторые люди, с которыми беседовал Reuters, сказали, что они отчаянно хотят выехать со страны, но не знают, как это сделать.
«Если бы я думала, что пребывание здесь принесет хоть какую-то надежду на позитивные изменения, то я была бы готова, как и тысячи других молодых людей, отдать ради этого свою жизнь», — сказала Наби. «Но мы все знаем, что это не так».