Международный финансист и инвестор, а также критик Кремля Билл Браудер считает, что правительства должны активизировать усилия, чтобы добраться до богатств, спрятанных российскими олигархами и связанными с президентом Владимиром Путиным, заставив бухгалтеров, юристов и других людей, которые создали грязные юридические и финансовые структуры, стать разоблачителями.
Браудер, автор бестселлера в жанре нон-фикшн «Приказ о замораживании: «Правдивая история отмывания денег, убийства и выживания под гнетом Владимира Путина», говорит, что война России в Украине привлекла повышенное внимание к тому, как олигархи хранят богатство российского лидера, информируют Экономические новости со ссылкой на The Associated Press.
«Но олигархи не наивны», — сказал Браудер во вторник на ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе. «Они наняли лучших юристов, лучших специалистов по защите активов, существуют подставные компании, трастовые компании, оффшорные компании, номинальные лица и доверенные лица — и все это чрезвычайно хорошо продумано».
Основатель Heritage Capital, один из первых инвесторов в постсоветскую Россию, Браудер забил тревогу после того, как его российский налоговый консультант Сергей Магнитский умер в российской тюрьме в 2009 году. С тех пор он стал, пожалуй, одним из крупнейших в мире критиков Путина.
Браудер поставил в заслугу администрации Байдена усилия по оказанию давления на Путина и его правительство с начала войны путем замораживания активов центрального банка России, преследования олигархов, прекращения экспорта технологий в Россию и поставок оружия в Украину.
Но когда дело доходит до получения денег российских олигархов, «мы только царапаем поверхность», — сказал Браудер.
«Из 118 олигархов, входящих в список богатейших людей по версии Forbes, только 35 попали под санкции США, ЕС, Великобритании, Канады или Австралии. Нам нужно найти 118», — сказал он.
Браудер говорит, что их деньги хранятся в ведущих банках Лондона, Нью-Йорка и Цюриха, а также в недвижимости, хедж-фондах и фондах прямых инвестиций.
«Это прямо перед нашими глазами, и суммы невероятно велики», — сказал он. «По моим оценкам, с тех пор как Владимир Путин пришел к власти, он и 1000 человек из его окружения украли у российского государства 1 триллион долларов. И эти деньги хранятся в наших финансовых столицах».
Он признал, что решение, которое он видит, «довольно радикальное» — заставить «людей, которые создали эти структуры, пособников, юристов, бухгалтеров, доверенных лиц по закону стать осведомителями правительства».
«Другими словами, внести поправку во все законы об отмывании денег и санкциях, чтобы сказать, что люди, участвующие в создании структур для лиц, подпадающих под санкции, должны сообщать информацию правительству — или подвергнуться наказанию в виде штрафов и тюремного заключения», — сказал Браудер.
Жак Аттали, бывший высокопоставленный чиновник французского правительства и бывший президент Европейского банка реконструкции и развития, выразил сомнения по поводу идеи Браудера.
Для начала «следует сказать, что адвокат не должен делать ничего противозаконного — и этого было бы достаточно», — сказал Аттали, авторитетный эксперт в Давосе. «Адвокат обязательно находится на службе у своего клиента».
«Вы можете усилить законодательство. Вы не можете просить адвоката сдать своего клиента», — сказал он.
Виталий Кличко, мэр украинской столицы Киева, поддержал идею дальнейшей борьбы с деньгами российских олигархов, сказав: «Я думаю, мы должны использовать все рычаги, чтобы остановить агрессию, и не секрет, что русские используют деньги для его (Путина) армии».
«Сейчас санкции работают довольно хорошо. Почему? Потому что санкции останавливают финансирование российской армии», — отметил Кличко.