Новости мира

Путин боится революции в Армении,- эксперт

Протесты в Ереване дали параноидальному путинскому режиму еще один повод побряцать оружием.

Об этом пишет Леонид Бершидский, российский медийщик, колумнист Bloomberg.

За событиями последних пяти дней в Армении можно следить в Twitter по хэштегу #ElectricYerevan, но на передовицах мировых газет они так и не появились. Миру неинтересны протесты, вызванные повышением тарифов на электричество в трехмиллионной стране, расположенной в прекрасном, но бедном ресурсами уголке Южного Кавказа. Тем не менее, за демонстрациями в Армении внимательно следят в Москве и Киеве, поскольку протесты – отражение непривычно сильного недовольства властью России в постсоветской стране, которая, казалось, надежно контролируется Кремлем.

Началось все в прошлом месяце, когда местный энергетический монополист, компания «Электрические сети Армении» обратилась к правительству с просьбой о повышении тарифов на электроэнергию на 40,8%. Компания жаловалась, что армянские гидроэлектростанции стали производить меньше энергии, а ремонт на единственной атомной электростанции страны занимает дольше времени, чем ожидалось, из-за чего у компании накопилось $250 млн долга – существенная сумма для страны, чей ВВП составляет всего $10 млрд. Кроме того, компания лишилась поддержки армянских банков.

Сначала правительство сопротивлялось, объясняя убытки взяточничеством внутри компании. Коммунальная регулирующая комиссия установила, например, что ЭСА переплачивала поставщикам и подрядчикам (сама компания обвинения отрицает). Но 17 июня комиссия сдалась, решив с августа поднять тарифы на 16,7%, чтобы избежать отключений.

Два дня спустя активисты организовали первое относительно небольшое выступление в центре Еревана. Затем протесты расширились. Во вторник полиция воспользовалась водометами, чтобы разогнать демонстрантов, и арестовала 250 человек. Тем не менее, около 1000 протестантов продержались всю ночь, и утром среды возобновили свое шествие.

Все это не имело бы значения за пределами Армении, если бы «Электрическими сетями Армении» не владела Интер РАО ЕЭС, крупная российская энергетическая компания, председателем которой является Игорь Сечин, близкий друг Путина и руководитель государственного нефтяного гиганта «Роснефть». Так что протесты против обвиняемого в коррупции руководства ЭСА являются по определению, антимосковскими или даже антироссийскими.

И Кремль это прекрасно понимает. «Армения — наш ближайший партнер, нас объединяют исторические связи с Арменией, с армянским народом, – заявил во вторник пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. – Конечно, мы очень внимательно наблюдаем за происходящим там». Заявление может показаться сухим, но для Армении это было, словно раскат грома. «Сам по себе факт, что события в Ереване комментировал пресс-секретарь президента РФ, уже свидетельствует о том, что Москва либо участвует в событиях, развернувшихся в Армении, либо всерьез обеспокоена и выражает готовность участия, если события выйдут из-под контроля», – написал комментатор Муса Микаелян на своем сайте 1in.am.

Москву тревожит, что восстание в Украине начиналось так же: с тихого недовольства, малочисленных митингов и песен. Затем полиция применила избыточную силу, и протесты обострились до такой степени, что меньше чем через два месяца центр Киева горел, а президенту Януковичу пришлось бежать в Россию. Многие украинцы, которые гордятся тем, что вырвали свою страну из рук Москвы, хотели бы, чтобы то же повторилось и в Ереване. Сайт Liga.net называет протесты в Ереване «новым Майданом». Украинский министр внутренних дел Арсен Аваков, армянин по происхождению, поддержал протестующих постом в Facebook. «Дорогая моя Армения, – написал министр. – Был день, когда нас избили и рассеяли на Крепостном переулке в Киеве, разобрали наши баррикады, казалось, смяли надежды». Но, оптимистично заключает Аваков, воля украинцев к победе оказалась сильнее.

Реакция Киева убеждает московских соратников Путина, что происходящее в Ереване вызвано не только экономическими причинами. «Наверняка среди демонстрантов много боевиков из Украины, а руководят вынесенным внешним штабом те же политтехнологи что и киевским Майданом, – написал российский политолог Сергей Марков на своей странице в Facebook. – Ни о каких спонтанных народных демонстрациях в Ереване речи идти не может. Все технологично, главная цель организаторов сейчас – добиться пролития крови».

По Маркову, волнения в Ереване – ответ злобного Запада на решение Армении в 2013 году отказаться от ассоциации с ЕС и присоединиться к Таможенному Союзу Путина. Но не то чтобы у армянского президента Сержа Саргсяна был выбор: помимо полного контроля над энергетической сферой маленькой страны, у России есть военная база во втором по величине городе Армении Гюмри, где 5 000 солдат служат напоминанием соседнему Азербайджану, что возобновлять бои за спорный Нагорный Карабах – не лучшая идея.

Россия играла сразу на две стороны в этом замороженном конфликте – наименее часто упоминаемым из пяти конфликтов, которые помогают РФ контролировать постсоветское пространство – с начала девяностых. В последние годы Россия пользовалось им для того, чтобы втянуть и Армению, и Азербайджан в Таможенный союз. Хотя оба государства являются членами Восточного партнерства, Москва решительно настроена не дать этому союзу превратиться в что-то серьезное.

Равновесие в этом регионе, по сути, куда более шатко, чем в Украине в момент изгнания Януковича. Возможно, именно поэтому антимосковские настроения среди армян и армянской диаспоры (которая значительно превышает населения страны) гораздо слабее. Серж Танкян, вокалист знаменитой калифорнийской группы System of a Down, публиковал на своей странице в Facebook информацию о протестах, но, несмотря на явную симпатию к протестующим и желание, чтобы Армения национализировала «монополистические коммунальные компании, которыми владеют иностранцы», он воздержался от антипутинских заявлений.

Так что #ElectricYerevan пока не похож на украинскую революцию, и, скорее всего, ею не станет. Но он дал параноидальному путинскому режиму еще один повод побряцать оружием. Лучше бы Россия разобралась с коррупцией внутри компаний, с помощью которых сохраняет влияние на территории своей бывшей империи. Но Москва не в состоянии этого сделать, в конце концов, коррупция – главное, что она экспортирует. И борется лишь с симптомами, словно с мировым заговором.

По материалам  Новое время
fox