В течение августа - начала сентября в Украине наблюдалось ослабление гривны, в результате чего курс национальной валюты упал до показателя 27 грн за $1.
При этом обменный курс на неофициальном рынке вырос больше, чем на официальном. Повышение волатильности курса гривны на межбанке связано с сезонным увеличением спроса на иностранную валюту, коррекцией цен на зерновые, а также негативными ожиданиями, обусловленными отсрочкой очередного кредитного транша от Международного валютного фонда. Ослабление гривны может в свою очередь привести к незначительному росту цен, прежде всего на импортные товары и топливо.
С середины августа наблюдается постепенное ослабление гривны к доллару США. Если в предыдущие месяцы наблюдался некоторый избыток валюты из-за сезонного улучшения внешнеторгового баланса, который Нацбанк выкупал в резервы, то в начале сентября НБУ заявил о проведении аукционов по продаже валюты. Избыток валюты позволил НБУ нарастить резервы до $14,10 млрд на конец июля, то есть увеличить их на 5,9%, по сравнению с началом года.
С февраля 2015 году в Украине действует свободное образование курса, поэтому определенные колебания – это не исключение, а нормальная ситуация. Можно выделить две группы причин ослабления гривны. Первая – текущие колебания спроса и предложения валюты из-за необходимости выплат по внешним контрактам, например внешним долгам. На сегодня часть средств выводится из Украины в виде дивидендов, выдаваемых в валюте. Эти факторы по своей природе являются краткосрочными, и поэтому после таких скачков спроса должны восстановиться предыдущие уровни.
Вторая группа причин – экономические, которые трудно четко привязать к ежедневным колебаниям, однако они задают определенные тенденции. Одной из причин, которая способствовала девальвации гривны, стал обвал мировых цен на зерновые – пшеницу и кукурузу. Эти продукты являются основой украинского продовольственного экспорта, который составил в прошлом году около $15 млрд, или 40% от общей валютной выручки, поэтому, если не произойдет восстановления цен на зерно, Украина при равных условиях может недополучить около $ 3-4 млрд.
Еще одна тенденция – это рост импорта газа, что увеличит спрос на валюту до весны следующего года. Другая – традиционное повышение экономической активности осенью. Как показывает статистика, в последнее время наблюдался рост зарплат и других доходов, что способствовало активизированию розничного товарооборота, часть которого составляют импортные товары.
Такой сезонный рост спроса на валюту, обусловленный экономическим восстановлением, приведет к ослаблению гривны. По прогнозу Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), на конец года официальный курс составит 27,00 грн /$1, как и заложено в Государственный бюджет на 2016 год. Однако, учитывая отсутствие ограничений на размер курса, на практике он может отклоняться от прогнозного. Поэтому не исключено, что к концу года мы увидим курс как ниже, так и выше этой отметки.
Напомним, что в феврале этого года курс уже был более 27 грн /$1 (например, по состоянию на 25 февраля 2016 он составлял 27,25 грн/$1), а затем гривна укрепилась до 24,8 грн /$1. Поэтому даже временное превышение этих показателей не является поводом для паники.
Такое ослабление гривны может привести к росту цен, в первую очередь на импортные товары и топливо (до 10%). Однако этот рост не должен быть существенным, поскольку в ценах многих производителей и поставщиков уже были заложены девальвационные ожидания. На сегодня колебания курса являются сопоставимыми с прогнозируемой инфляцией в 12-15%, а значит, не способны вызвать повышения цен, в отличие от тарифов или сезонного роста цен на овощи и фрукты.
Существуют три ключевых фактора, которые могут привести к существенному падению курса гривны в ближайшей перспективе: перевыборы, дестабилизация банковской системы и эскалация конфликта на Донбассе. Для удержания контроля над ситуацией главное, чтобы правительство и Нацбанк продолжали проведение ответственной бюджетной и денежной политики, не допуская искусственного, не обеспеченного доходами роста расходов бюджета и безответственного “печатания денег”. В этом случае не должно быть дестабилизации, которая негативно влияла на курс. Ожидается, что НБУ продолжит валютную либерализацию, наращивая золотовалютные резервы, и будет готов выходить с интервенциями, имея в “копилке” более $ 14 млрд.