Финансовые новости

Фейковая узбекономика: инвесторы, добро пожаловать! – Слава Рабинович

Национальная валюта Узбекистана – узбекский сум (международное обозначение "UZS"). Самая крупная купюра – 5000 сум, и сейчас вы поймёте, почему её носят мешками, пишет в блоге российский финансист Слава Рабинович.

Исламу Каримову, будь он жив или мёртв, идёт (шёл) 79-й год. Он родился 30 января 1938 года в Самарканде, в семье служащего. Окончил Среднеазиатский политехнический институт, в 1964 году вступил в КПСС. Работал на хозяйственных и партийных должностях, с июня 1989 года – первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана. 24 марта 1990 года на сессии Верховного Совета Узбекской ССР Каримов был избран президентом Узбекской ССР. После распада СССР стал бессменным президентом Узбекистана. Таким образом, Ислам Каримов беспрерывно и бессменно находится (находился) у власти 27 лет.

После небольшого всплеска активности на рудиментарных зачатках фондового рынка Узбекистана 2006-2007 гг., публичная торговля акциями и облигациями была практически остановлена в 2008 году и более не осуществлялась, в прямом смысле этого слова. Все иностранные портфельные инвесторы, пришедшие в страну до 2008 г., “застряли” в узбекских бумагах, без возможности их продать и вывести свой инвестиционный капитал из Узбекистана.

Национальная валюта Узбекистана – узбекский сум (международное обозначение “UZS”). Самая крупная купюра – 5000 сум, и сейчас вы поймёте, почему её носят мешками.

В Узбекистане существуют три курса по обмену иностранной валюты.

1) Курс Центрального банка – 2990 – по этому курсу приобрести валюту невозможно (своего рода фейк). Ниже на картинке привожу график изменения курса с 2000 года по текущую дату:

2) “Рыночный”, или “Чёрный” – это курс, по которому может обменять наличную валюту население. В настоящее время – около 6000 UZS за 1 USD. Таким образом, самая крупная купюра представляет из себя менее одного доллара США.

3) Биржевой курс – это курс, по которому возможно купить безналичную валюту, потратив безналичные UZS. Этот курс составляет, в текущее время, примерно 8500-9000 UZS за 1 USD.

Таким образом, декларируемый узбекским Центробанком курс отличается от реального рыночного курса в два раза, а от биржевого – в три раза.

Правительство декларирует, что все дивиденды от инвестированных в экономику иностранных средств должны быть сконвертированы по курсу Центробанка, но, на практике, этого не происходит. Таким образом, с точки зрения иностранного инвестора, инвестирование в данный регион является бессмысленной идеей.

В качестве примера можно отметить, что на данный момент российская компания Вымпелком (акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже; головная компания зарегистрирована в Нидерландах) имеет “застрявшие” денежные средства на своих узбекских счетах в совокупном размере около одного миллиарда долларов, в местных сумах. В 2015-2016 гг. “чёрный” курс был серьёзно девальвирован, и все инвесторы, подобные Вымпелкому, с “застрявшими” сумами, понесли серьёзнейшие финансовые потери.

Но это ещё не всё, с Вымпелкомом, в качестве примера.

В феврале этого года Vimpelcom Ltd. заключил соглашения с американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC), Минюстом США и прокуратурой Нидерландов об урегулировании претензий, связанных с расследованием его сделок в Узбекистане. Компания признала, что менеджеры “Вымпелкома” давали взятки “высокопоставленному родственнику президента Узбекистана”; газеты Тhe Wall Street Journal и Financial Times уточняли, кому именно, – его дочери Гульнаре Каримовой. В общей сложности структуры Vimpelcom перечислили на счета фирм, аффилированных с этим лицом, $114 млн и, благодаря этому, получили необходимые лицензии, говорится в документах SEC. Еще $0,5 млн были замаскированы, по данным регулятора, под благотворительные пожертвования в адрес фондов, связанных с этим же человеком.

Vimpelcom заплатил $795 млн в качестве штрафа и возврата доходов, полученных от незаконных сделок. $167,5 млн причиталось SEC, $230,1 млн – Минюсту США, $397,5 млн – властям Нидерландов. Эти деньги компания отложила заблаговременно: ещё в ноябре 2015 г. она зарезервировала $900 млн под вероятные штрафы по “узбекскому делу”.

Впервые о том, что SEC расследует такое дело, Vimpelcom Ltd. сообщил в марте 2014 г. В том же году стало известно, что аналогичное расследование регулятор вёл и в отношении МТС.

В августе этого года МТС продала 50,01% в узбекском Universal Mobile Systems (UMS, третий сотовый оператор страны) своему партнёру, Центру радиосвязи, радиовещания и телевидения при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, который в результате сделки стал единственным владельцем UMS. В связи с продажей своего пакета МТС списала в III квартале 2016 г. около 3 млрд руб.

До осени 2012 г. лидером по числу абонентов в Узбекистане была 100%-ная “дочка” МТС “Уздунробита”, она обслуживала 39% абонентов. Но летом 2012 г., после бегства из страны гендиректора “Уздунробиты” Бехзода Ахмедова, власти начали давить на компанию, вскоре после этого оператор был обанкрочен, а его оборудование конфисковано. Крупнейший акционер МТС – АФК “Система” – около двух лет вела переговоры с чиновниками Узбекистана о возвращении оператора в страну и, в конце концов, договорилась о создании UMS.

Тогдашнее выдворение МТС из Узбекистана участники рынка связи объясняли личным конфликтом менеджмента её узбекской “дочки” с дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой.

С именем Гульнары Каримовой связано антикоррупционное расследование в США против трёх работающих (или работавших, в случае МТС) в Узбекистане операторов: МТС, Vimpelcom Ltd. и TeliaCompany. В 2014 г. Минюст и Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) заподозрили их в незаконных выплатах структурам, близким к дочери президента. Так, МТС впервые появилась в Узбекистане в 2004 г., предварительно заплатив $100 млн гибралтарской Swisdorn, связанной с “близким родственником президента Узбекистана”, гласят документы отделения федерального суда в Южном округе Нью-Йорка, который заморозил активы ряда участников дела по требованию SEC.

Добро пожаловать в Узбекистан, and invest in Uzbekistan!

regional