В результате слияния российский "Альфа-Банк" будет контролировать объединение банков с суммарными активами в размере 85 600 млн грн.
В пятницу российский “Альфа Банк” объявил о слиянии своей украинской “дочки” с принадлежащим итальянской группе Unicredit “Укрсоцбанком”. Быстро растиражированное СМИ сообщение от руководства Unicredit и “Альфа Групп” об аннексии последней “Укрсоцбанка” появилось задолго до планируемого получения разрешения на сделку от украинского Нацбанка, что больше похоже не на открытость сделки, а публичное давление на руководство НБУ для получения заведомо положительного решения.
Впрочем, кроме чисто банковского, это слияние несет и глобальные политические риски. “Альфа Групп” эксперты давно связывают с ближайшим окружением Путина, а Unicredit – его итальянских друзей.
Уже понятно, что в результате слияния российский “Альфа-Банк” будет контролировать объединение банков с суммарными активами в размере 85,6 млрд грн. Это выводит “Альфу” на четвертое место по размеру в Украине, а суммарная доля активов украинский банков под контролем российского капитала, достигнет крайне опасных 27%. Кроме того, такая сделка означает, что отныне капитализацией и оперативным управлением “Укрсоцбанка” будет заниматься “Альфа Групп”, и украинский рынок теряет возможности привлечения капитала гораздо более мощной итальянской группы. Интересно, что в официальном сообщении о сделке украинскую дочку Unicredit упорно называют ее “девьичьим” именем “Укрсоцбанк”, что по мнению инициаторов слияния, поможет быстрее “протолкнуть” сделку, поскольку операции такого масштаба требуют особого разрешения со стороны не только АМКУ, но и антимонопольных органов Европы.
Как заявил президент украинского “Альфа Банка” Александр Луканов, для российской группы планируемая сделка не была случайна, к ней готовились более двух лет, скупая акции итальянской структуры: “Это продолжение сотрудничества, поскольку недавно в течение двух лет “Альфа Групп” была крупнейшим миноритарным инвестором в UniCredit”. Правда, от более детальных комментариев Александр Луканов отказался до завершения сделки. “Альфа групп” не скрывала своих планов масштабной экспансии на украинский рынок.
Так, еще осенью 2013 года именно “Альфа” считалась одним из главных претендентов на покупку крупнейшей иностранной “дочки” – Райффайзен Банка Аваль. Главный управляющий директор украинского Альфа Банка Рушан Хвесюк тогда сказал Forbes, что банк намерен покупать все более менее сносные банковские активы, чтобы значительно нарастить свою долю влияния в Украине. “Мы станем покупать интересные активы. Сейчас в стране, можно сказать, происходит органическое перераспределение банковского и клиентского рынка между игроками, связанное с уходом или закрытием некоторых банков”, – говорил Хвесюк в интервью Forbes в октябре 2014 года.
Впрочем, украинский Нацбанк остается на позициях поддержки “глобализации” банковского рынка без открытого деления инвесторов на российских и глобальных игроков. “Суть соглашения в том, что UniCredit становится акционером банковского холдинга ABH Holdings SA в Люксембурге, и вносит в этот холдинг свой актив Укрсоцбанк”, – сообщает источник в НБУ, таким образом, формально дистанцируя от российских “истоков” Альфы и подчеркивая проевропейский характер прогнозируемой сделки. Эксперты отмечают, что в роли коммуникатора в переговорах о легализации сделки в НБУ выступит Владислав Рашкован, председатель правления Ферротрейд Интернешнл, одного из акционеров Укрсоцбанка. И лишних вопросов с согласованием сделки регулятором возникнуть не должно.
Проблема лишь в том, что формальная и неформальная поддержка регулятором экспансии банков с российским происхождением, многие из которых находятся в первых строках санкционных списков Евросоюза и США, вынуждают последний оставшийся здесь европейский капитал искать возможности вывода средств из Украины, в том числе из-за опасности оказаться в черных списках Минфина США.
Показательной стала история Проминвестбанка, попавшего под американские санкции из-за прямого родства с ВЭБом. Причем не по факту родственных отношений – эксперты говорят, что определенная часть российского бизнеса нашла отличный способ уклониться от ранее наложенных санкций, в том числе используя с этой целью украинские дочерние структуры с российским капиталом. “Скорее всего, американским финмонитрингом были обнаружены транзитные акции, которые проходили через Проминвестбанк. Или же была обнаружена возможность проведения ВЭБом таких транзакций транзитом через украинскую дочку, для обхода санкций”, – считает председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей.
Завуалированный под слияние восточноевропейских активов фактический уход группы UniCredit с украинского рынка больно ударит по инвестиционной привлекательности экономики и банковского сектора. Для итальянской группы сделка является, скорее всего, вынужденной, и открыто свидетельствует, что напрямую в Украине делать бизнес уже нельзя. В течение нескольких последних лет UniCredit безуспешно выставляла Укрсоцбанк на продажу, и официально даже не упоминала его в составе группы во время официальных презентаций. Напомним, ранее от ухода австрийской группы Райфайзен из Украины спасло только вливание капитала от ЕБРР, в результате чего деньги евробанка, которые могли бы пойти в реальную экономику, фактически осели на счетах головного РФБ в Австрии.
Опуская возможную политическую окраску сделки, ее проведение вполне закономерно в рамках стратегии северного соседа на максимальное ослабление финансовой системы Украины. Вместо “живых” денег на развитие экономики и капитализацию финансового сектора, с рынка выводятся валютные капиталы. По данным НБУ, за первое полугодие 2015 года задолженность банков с иностранным капиталом перед материнскими структурами того же “Укрсоцбанка” составила почти полмиллиарда долларов, “Альфа Банка” – 188 млн долл США. Еще больше у российского Проминвестбанка – 1,1 млрд. долл США и “Сбербанка России” (1,3 млрд долл США).
Имея такие планы на вывод валютных средств, именно эти банки требуют больше всего денег для пополнения капитала. По данным НБУ, на конец июня 2015 года среди крупнейших банков самое низкое значение адекватности регулятивного капитала – было у “дочек” российских банков: “Сбербанка России” (4,6%), “Альфа-Банка” (6,11%), ВТБ Банка (8,05%) и Проминвестбанка (8,91%). Фактически перечисленные финучреждения продолжают нарушать требования одного из важнейших нормативов надежности банка – согласно правилам НБУ, значение адекватности капитала у “здорового” банка должно быть не меньше 10%.
Для справки, UniCredit Bank Austria AG к марту 2015 года владел 37,3533% акций банка, ЧАО “Ферротрейд Интернешнл” – 35,5811%, UniCredit S.p.A – 26,479%. В июне UniCredit Bank Austria AG увеличил участие в уставном капитале Укрсоцбанка до 37,37%. По данным НБУ на 1 июля 2015, финансовые показатели UniCredit Bank были следующими: активы – 48,4 млрд грн; кредитный портфель – 30,1 млрд грн; объем депозитов корпоративных клиентов – 9,7 млрд грн; объем депозитов населения – 12,6 млрд грн; собственный капитал – 8,6 млрд грн.
Ростислав Мазуренко