Новости культуры

С крестом вместо красной звезды – Виталий Портников о погроме в Манеже

Погром, устроенный так называемыми "православными активистами" на выставке в российской столице, воскресил в памяти сцены, известные каждому мало-мальски образованному советскому человеку – истерику, устроенную Никитой Хрущевым в Манеже и знаменитую "бульдозерную выставку".

Тогда речь шла тоже о погроме – и практически о тех же самых авторов. При этом Хрущев на “православного активиста” не тянул, он уничтожал остатки религиозности с таким же рвением, с которым боролся с современным искусством – но реагировал на то, что не понимал, примерно так же, как Дмитрий Цорионов. И то, что банда Энтео смогла практически безнаказанно, при бездействии охраны и почти демонстративном равнодушии полиции, все в том же Манеже устроить самый настоящий погром, стало еще одним свидетельством превращения России в государство самодовольного невежества.

То, что методы Энтео похожи на методы Хрущева, тоже не должно удивлять. Большевики, конечно, неистово боролись с православием, но сами по себе, по сути, тоже были церковью – только другой. Но эта “красная церковь” также тяготела к упрощению и охранительству, как и церковь традиционная, – не случайно, что кульминацией ее культурной активности стал пресловутый метод “социалистического реализма”, которому мог бы позавидовать любой Энтео. И когда границы этого “метода” стали после смерти большевистского бога Иосифа Виссарионовича размываться, когда появились люди, претендующие на самостоятельное мышление и собственное видение мира, это не могло не привести к бешенству. С тех пор – и до самого краха коммунизма – его адепты боролись за сохранение одинаковости, не понимая, что невозможно заставить миллионы людей ходить строем. Но самое интересное то, что этого понимания в современной – а точнее, в чудовищно несовременной России – нет и по сей день.

То, что делает сегодня ее власть, – это нелепая попытка вернуться в одинаковость. Для этого хороши все средства: война с Украиной, “Крымнаш”, лакировка позорной советской истории и, конечно же, очередная эксплуатация официального православия, имеющего с подлинной духовностью такое же сходство, какое запыленный искусственный цветок имеет с живым растением. По сути, это возвращение в сталинизм, только с крестом вместо красной звезды, хотя, когда это оказывается необходимым, звезда замещает крест – и никто не видит отвратительной подмены.

Именно поэтому Энтео, который в советской жизни был бы комсомольским секретарем и составлял бы списки разрешенной музыки для дискотек, сейчас ходит с крестом на пузе и строит из себя “православного активиста”. На самом деле очевидно, что Цорионов и его подручные не верят ни в Бога, ни в дьявола – они лишь используют благоприятную ситуацию для того, чтобы дать выход своим садистским наклонностям. Если бы Российское государство стало бы поощрять не защиту чувств верующих, а, например, право гражданина на отстрел велосипедистов, немедленно появился бы Энтео с ружьем, который стал бы охотиться за врагами народа на двух колесах. Так что дело не в Цорионове. Дело в гниющем государстве, гражданином которого он является.

Государстве, власти и граждане которого в очередной раз отказались от защиты общечеловеческих ценностей в пользу нелепых мифов и лозунгов средневековья. Государстве, которое даже приближаясь к последним годам своего существования, за которыми неминуемо последуют экономический крах, развал и гражданская война, все еще не может осознать последствия отказа от человечности. Энтео в Манеже не просто уничтожал произведения искусства. Он пинал остатки того человеческого, что еще есть в российском обществе, что заставляет восхищаться смелостью тех, кто в самые серые и мерзкие годы русской истории позволял себе мыслить и жить, свободно жить, а не рабски существовать!

Потому что для того, чтобы Россия погибла, ее сегодняшние губители должны лишить ее даже остатков надежды.

vlad