История многих алкогольных напитков часто напоминает алиби. Повествование начинается с того, что у истоков высокоградусную жидкость использовали исключительно в лечебных целях. А уже позже все как-то закрутилось, распробовали и начали потреблять уже более огульно и в гедонистических целях
Бальзам — один из немногих напитков, который сохранил свое первоначальное предназначение и по сей день. И все это не благодаря вменяемости и благоразумию людей, а гипотетическим последствиям. Ведь если бальзам действительно приготовлен на травах, перечисленных на этикетке, то их передозировка может обернуться чем-то большим, чем обычное похмелье.
Считается, что свои истоки бальзамы берут еще во времена костров и бубнов. Некоторые предполагают, что напиток с загадочным названием «сурия» был прародителем бальзамов в нынешнем понимании. Он был настоян на огромном количестве трав и считался напитком богов. Рецептура этого чудо-напитка, естественно, не сохранилась, поэтому остается только догадываться, какие травы кружили голову богам и их последователям.
Одной из более осознанных версий появления бальзамов является отсылка к Китаю IV-III тысячелетий до нашей эры, который еще с тех незапамятных времен славился не производством ширпотреба, а своими достижениями в науке и медицине. Знатоки утверждают, что рецепты бальзамов упоминались в источниках Древней Греции и Рима. Как видим, все перечисленные империи переживали в свое время периоды активной военной экспансии. А значит, знахари и врачеватели не брезговали экспериментами с травами.
Бальзамы в тогдашнем их понимании отличает многозадачность. Подбор сразу нескольких целебных растений, их правильное смешение позволяли в те далекие времена бороться сразу с несколькими недугами. В результате благодаря экспериментам и стремлению к решению проблем со здоровьем широкого спектра бальзамы приобрели более густую консистенцию.
Бум моды и производства бальзамов и настоек начинается в XII в., когда европейцы стали активно торговать с восточными странами и использовать разного рода пряности в их приготовлении.
Особые заслуги в производстве лечебных снадобий на основе алкоголя имеют жители Пьемонта. В предгорьях Альп растет много растений, обладающих лечебными свойствами. Появление в руках итальянцев, издавна любивших проводить эксперименты с травами, восточных пряностей стало началом эры фьюжн (fusion). В ход у умельцев пошли кориандр, полынь, тысячелистник, ирис, ромашка, различные специи и даже цитрусовые.
История сохранила имя купца, который придумал бальзам, пользовавшийся популярностью как на территории Италии, так и нынешней Баварии. В качестве сырья для приготовления своего лечебного напитка Алессио использовал ромашку, зверобой, цветы лимона, тысячелистник, корицу, гвоздику и ряд других специй. Тогдашние его клиенты считали, что этот бальзам имел целительные свойства и помогал от ряда болезней. Хотя изначально Алессио промышлял продажей вина, настоянного на полыни, которое спустя много лет стало называться «вермут». Правда, теперь его изобретателями считают братьев Кампари.
Светский брендинг
Лечебные напитки становились и жертвой гламура. Правда, было это еще в XV в., когда распространение получили многочисленные настойки на лепестках роз. Есть все основания полагать, что аптекари и виноделы просто нашли хорошую нишу для продукта с высокой прибавленной стоимостью, так как настойка не отличалась лечебными свойствами. Просто игра на конъюнктуре и стремление угодить женскому полу. Но это не приуменьшало значимости настоек и бальзамов на основе лепестков розы. Как аптекари, так и многие женщины грешили верой в некое вещество, содержащееся в лепестках. Якобы оно было способно продлевать молодость и красоту, улучшать цвет лица и делать женщину притягательной для представителей противоположного пола. Во всяком случае все эти снадобья, по меньшей мере, радовали глаз потребительниц, так как имели приятный розовый или красный цвет.
И уж, конечно же, история бальзамов была бы неполноценной, если бы к ней не приложили руку монахи. Благодаря отлаженной системе преемственности они, в отличие от древних знахарей, имели в своем арсенале множество рецептов не только хмельных, но и целебных напитков. К свойствам трав и алкоголя они всегда добавляли благословение свыше, что могло по праву считаться их уникальным торговым предложением. Попытки жителей окрестных деревень воспроизвести экспромтом вкусовые и целебные качества ни к чему не приводили, поэтому они были убеждены, что без вмешательства свыше в монастырях все-таки не обходилось. Для улучшения же вкуса монахи чаще всего прибегали к помощи нераспустившихся почек гвоздики, полыни, мускатного ореха, а также липового и цветочного меда.
Монахи же сыграли основополагающую роль в превращении бальзамов из просто алкогольного напитка в лечебное средство. Наверняка не один тогдашний врач был готов продать свою душу кому угодно ради того, чтобы получить хотя бы половину рецептуры монастыря.
Многие рецепты «ненародных» бальзамов и настоек пришли во времена Российской империи и были «импортированы» вместе с немецкими врачами, которые были в моде. Похожей моде и тяге ко всему иностранному обязан своей популярностью один из самых известных бальзамов на территории бывшего Советского Союза — рижский. Его история берет начало в середине XVIII ст., когда рижский аптекарь Абрахам Кунце приготовил его на основе рецепта водочного настоя из целебных трав. Тогда бальзам носил простое и скромное название «Кунце». Но по-настоящему известным его сделало пристрастие императрицы. Екатерина II была настолько довольна его воздействием, что дала аптекарю карт-бланш — и с 1752 г. Абрахам не знал проблем в бизнесе.
Краеугольным камнем рецепта оказалась ароматизированная вода, из которой бальзам состоял примерно на три четверти. Всего четверть бальзама приходилась на спиртовую настойку и настойку шафрана. Ароматизированная вода же готовилась из композиции листьев лаванды, перечной мяты, шалфея и розмарина, плодов укропа и коры корицы. Она заливалась 87%-ным спиртом (объемом 75 мл) и водой (300 мл). Примерно сутки эта смесь настаивалась, а потом дистиллировалась.
Благоденствие Абрахама Кунце продлилось до 1789 г., когда старик продал рецепт купцу по фамилии Лелюхин, который перевел производство бальзама на промышленную основу. С его мануфактуры в год отгружалось в Российскую империю 300 тыс. бутылок продукта.
Из чая в коктейли
Несмотря на всю известность бальзамов с советских времен, этой нише алкогольных напитков уделялось непозволительно мало внимания. Весь и практически полный ассортимент этого напитка можно обнаружить в двух местах — на алкогольной полке супермаркета и в аптеке. Игроков на рынке не так много, чаще они даже локальные. А самый известный из отечественных бальзамов не является алкогольным напитком, а значит — и прямым конкурентом продукции крупных компаний.
Более выгодным для производителей стало бы видение бальзамов не столько «умиротворяющим» напитком, сколько одной из составляющих коктейлей. Список их рецептов достаточно велик, остается только закрепить нужные названия в их описании, полагают эксперты.