Ритуальные пляски, устраиваемые каждый год вокруг вручения «Оскара», не могут скрыть бизнес-подоплеки самой популярной в мире кинонаграды.
Начнем с кажущегося исключения из вынесенного в подзаголовок правила. (Почему «кажущегося», прочтете далее). Причем самого свежего — всеобщего гадания по поводу того, получит ли наконец-то Леонардо Ди Каприо, пять раз номинированный на «Оскара» (и пять раз пролетевший мимо него, в том числе — с фильмом «Авиатор») за главную мужскую роль. Напомним, что вчера был озвучен шорт-лист, и фильм с его участием «Выживший» (в украинском прокате «Легенда Хью Гласса») попал во многие номинации.
Парадоксальность ситуации тут в том, что самому Ди Каприо приз американской киноакадемии в общем-то и не особо нужен. Славы у него с избытком, денег тоже (так, в 2013 г. за главную роль в фильме «Волк с Уолл-стрит» он получил $25 млн.), а в историю кино как прекрасный драматический актер он уже вошел и без «Оскара».
Парадоксально, но интрига вокруг Ди Каприо нужна прежде всего самому «Оскару», который является прежде всего коммерческим предприятием. И телесети АВС, которая ведет трансляцию с церемонии награждения. В прошлом году 30-секундный рекламный ролик, показанный во время церемонии вручения «Оскара», стоил рекламодателю $1,95 млн. Для сравнения, стоимость аналогичного ролика внутри самых популярных регулярных программ американского телевидения, не считая топовых спортивных трансляций — лишь чуть выше $300 тыс.
Тем не менее, прозвучал и тревожный звоночек — в том же 2015 г. телеаудитория церемонии вручения «Оскара» равнялась 36 млн. телезрителей по сравнению с 43 млн. в 2014-м. При этом зрители в возрасте от 18 до 49 лет, то есть самый лакомый для рекламодателей сегмент потенциальных потребителей их товаров, составили лишь 37% от общего числа посмотревших церемонию.
Вполне возможно, что ожидание того, поднимет ли, наконец, Ди Каприо над головой позолоченную трехкилограммовую статуэтку, данную аудиторию увеличит. Косвенное тому свидетельство — огромное число мемов по этому поводу в интернете, самые активные пользователи которого находятся как раз в вышеназванной возрастной вилке.
Ди Каприо — не единственное исключение из общего правила. Так, Арнольду Шварценеггеру в его звездные часы никакой «Оскар» для того, чтобы получать рекордные тогда гонорары под 20 млн долларов, не был нужен. Однако, если говорить не о мегазвездах, то, как пишет ресурс Business Insider, в Голливуде считают, что актерский «Оскар» повышает гонорар своего обладателя в следующем после получения приза фильме в среднем на 20%. Поэтому известные драматические артисты часто соглашаются исполнять выигрышные роли за сравнительно небольшие деньги в фильмах артхаусных режиссеров именно с расчетом на «Оскар», который в дальнейшем повысит их ставки, условно говоря, с $3-5 млн. до $4-6 млн. за фильм.
Нужен «Оскар» также киностудиям, выпустившим фильм, и вложившимся в него инвесторам. Так, по данным IBISWorld, за последние годы у лент, получивших «Оскара» за лучший фильм, 57% их кассовых сборов приходились на период после объявления об их номинации и, далее, получения «Оскара». У фильмов, которые были только номинированы на приз американской киноакадемии в этой категории, но не получили его, эта доля, естественно, меньше — 40%.
Интересно, что 3,5% кассовых сборов фильмов, номинированных на «Оскара», но не получивших его, пришлось уже на период после объявления победителя — церемония сыграла роль рекламного ролика также и для них. Выходит, с точки зрения кинобизнеса те, кого рядовой зритель церемонии награждения считает проигравшими, в итоге всё равно оказываются в выигрыше.
Учитывая написанное выше и то, что кассовые сборы фильмов, номинированных на «Оскар» в последние годы, составляли в среднем чуть более $100 млн., легко посчитать, что номинация на «Оскар» за лучший фильм приносила им, в среднем, $40 млн. дополнительных сборов в прокате. А так как производственный бюджет таких фильмов составлял в среднем $42,1 млн., можно сказать, что один только факт попадания в число номинантов на «Оскар» уже почти полностью «отбивал» затраты на их производство. (Конечно, если брать цифры в среднем, а не по каждому конкретному случаю).
Тут нужно отметить один важный нюанс. Сейчас в 15 подразделениях американской киноакадемии (полное название — Американская академия кинематографических искусств и наук) состоят чуть более 6 тыс. кинематографистов. Каждое из этих подразделений выдвигает на «Оскар» претендентов в своих профессиональных номинациях: актеры — в актерских, режиссеры — в режиссерских и т.д. Однако в голосовании за номинацию на «Оскара» за лучший фильм участвуют все шесть с лишним тысяч членов киноакадемии.
Поэтому говорить о какой-либо «коррупционной составляющей» в голосовании в этой номинации, как это иногда делают некоторые СМИ, нелепо — невозможно даже теоретически представить себе подкуп в любой форме нескольких тысяч человек. Другое дело, что существуют определенные рекламные стратегии продвижения фильма таким образом, чтобы обратить на него внимание как на потенциального кандидата на «Оскара» задолго до января, когда объявляется список номинантов.
И еще одно. За долгие годы существования церемонии награждения было принято считать, что главными претендентами на основные номинации «Оскара» являются прежде всего фильмы, снятые в традиционном стиле, то есть как драмы и комедии, а не сборные солянки из спецэффектов. (Кстати, средний возраст членов американской киноакадемии – 63 года).
Однако в последнее время традиции были нарушены. Так, в этом году среди номинантов на лучший фильм оказался блокбастер «Безумный Макс: Дорога ярости», который, по сути, представляет собой одну длинную напичканную спецэффектами погоню.
Еще несколько лет назад такое невозможно было себе представить. Но, во-первых, меняются вкусы в самой профессиональной среде. А, во-вторых, таким образом включается обратная связь — включение в список номинантов на «Оскар» блокбастеров, популярных в массовой аудитории, повышает интерес этой массовой аудитории к самой премии американской академии. В итоге, заканчиваем мы тем же, с чего начали: констатацией того факта, что «Оскар» — это, в первую очередь, бизнес-проект.
Автор: Борис Стрехов