Проблемы с заполнением агрегатов подрывают рынок продаж холодильников
Показатели продаж крупной бытовой техники третьего и четвертого кварталов 2009 г. росли только по отношению к первому полугодию. Одновременно кухонные плиты и встроенные духовые шкафы, холодильники и стиральные машины, по данным GfK Ukraine, в прошлом году продемонстрировали падение продаж на 31%, 28% и 18% соответственно.
На сегодняшний день сегмент крупной бытовой техники, на который приходится 75% объема продаж всех домашних приборов, уже начинает подавать первые признаки выздоровления. В то же время в определенной степени отмеченное статистикой в прошлые месяцы сокращение оборота связано со стремлением операторов стимулировать спрос за счет более низких цен на товары.
Факторы стабильного спроса
В кризисный период сохранили свою влиятельность сезонные тенденции на рынке. «Сезонность роста и падения продаж в секторе крупной бытовой техники за последние два года существенно не изменилась,— говорит Сергей Бобровничий, старший специалист отдела крупнобытовой и встраиваемой техники компании «Фокстрот. Техника для дома».— Традиционно в первой половине года продажи меньше, чем во второй».
По словам операторов рынка, летом происходит рост продаж холодильников. А с сентября по декабрь — стиральных машин, плит, встраиваемой техники и СВЧ. Главным образом это связано с новогодними праздниками, так как украинцы довольно часто дарят СВЧ-печи и стиральные машины.
Есть и другие факторы, которые позволили показать сектору крупной бытовой техники прирост во втором полугодии прошлого года по отношению к первому. «Это агрессивные и интересные предложения операторов рынка, отложенный спрос, а также активность банков совместно с операторами. Ведь в первом полугодии потребительское кредитование в большинстве сетей бытовой техники и электроники практически отсутствовало»,— считает Юлия Майстренко, руководитель отдела аналитики сети магазинов COMFY.
«Серьезным фактором роста продаж является потребительское кредитование. До кризиса доля продаж в кредит достигала 50-60%,— говорит Сергей Бобровничий.— Сейчас на этот формат реализации приходится 20-25% от всех приобретений, и эта доля медленно, но стабильно растет».
Итоги первого квартал еще не подведены, но, похоже, и он будет оптимистичным. «Пока мы не имеем отчета за І кв. 2010 г., но тенденция явно сохранилась, этому способствовал и хороший январь 2010 г. для операторов, и март месяц, который считается на рынке месяцем белой (крупной бытовой.— Ред.) техники»,— говорит Юлия Майстренко.
В IV кв. прошлого года также отмечено увеличение спроса в группе встраиваемой техники. Отчасти это связано с сезонным фактором, так как во втором полугодии производятся ремонты.
«Весной и летом многие делают ремонт в домах/квартирах, и в завершающей его стадии покупают кухонную мебель и заодно встраиваемую технику,— говорит Сергей Бобровничий.— В 2009 г., несмотря на кризис, такая тенденция повторилась».
С другой стороны, предложение встроенной техники на рынке расширилось. Ее установкой профессионально начали заниматься многие сетевые операторы, тогда как раньше этот рынок принадлежал в основном специализированным салонам.
«Среди прочих причин также можно назвать доступные цены на встроенную технику,— считает Юлия Майстренко.— Многие производители среднего и ниже среднего сегмента начали производить встроенные духовые шкафы, газовые панели и прочее».
Массовый ассортимент
Тенденции восстановления потребительского интереса наблюдаются во всем секторе крупной бытовой техники. Одновременно массовый рынок стал более объемным, нежели премиум-сегмент. «Основная тенденция на рынке — это резкое снижение спроса на дорогой сегмент и логичное увеличение в продажах среднего и дешевого сегментов,— уверен Сергей Бобровничий.— Такая направленность развития событий появилась уже в конце 2008 г. и продлится как минимум до конца 2010 г. Соотношение «цена — качество», как никогда ранее, стало доминантой при выборе техники в наше время».
Если на рынке малой бытовой техники игроки выводят собственные торговые марки, то в секторе крупных домашних приборов они вынуждены искать альтернативу в портфелях производителей.
«Поэтому операторы стремятся завести в сети суббренды крупных производителей, при помощи которых те пытаются расширить свое присутствие на рынке за счет смежных целевых аудиторий»,— считает Юлия Майстренко.
«На данный момент на рынке существуют предложения в отдельных группах товаров от новых европейских производителей, которые выделяются на фоне других инновационными техническими характеристиками и более доступной ценой по сравнению с товарами уже существующих ведущих производителей бытовой техники»,— говорит Юрий Кохан, продакт-менеджер компании «Юг-Контракт».
Отыграть и насытить
В то же время участники рынка утверждают, что размер средней покупки вырос только в гривне, а в пересчете на доллар он, наоборот, сократился. Причем рост средней покупки больше связан с ростом стоимости самих товаров, нежели с приобретением нескольких предметов. Но операторы и здесь сохраняют сдержанный оптимизм — пока прогнозы роста по сектору крупной бытовой техники не превышают отметки 10%.
«Если не произойдет серьезных катаклизмов, которые негативно повлияют на экономику страны, мы прогнозируем рост рынка на уровне 5-10%»,— считает Андрей Пивоварский, директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital.
Ситуация на рынке крупной бытовой техники будет неразрывно связана с общей ситуацией в экономике. Одним из стабилизирующих факторов, который уже оказывает положительное влияние на рынок, является стабильный курс гривни.
«Стабилизация курса и укрепление гривни, конечно же, способствуют возобновлению устойчивого спроса на бытовую технику,— утверждает Юрий Кохан.— Потребитель уже сейчас все больше обращает внимание на качественное оборудование, предпочитая продукцию европейских брендов».
Другой специалист обращает внимание на риск для продаж, исходящий от краткосрочных колебаний валютных котировок.
«Касательно влияния обменного курса гривни на продажи однозначно сложно что-то сказать. Будет курс 8 или 8,5 грн./$1, по моему мнению, это не имеет большого значения для большинства населения, которое наблюдало почти двойное падение стоимости гривни за короткий период,— говорит Сергей Бобровничий.— А вот резкие скачки курса (15% и более) могут привести как к резкому уменьшению продаж, так и к мини-буму в продажах».
Участники рынка считают, что, несмотря на серьезное падение продаж, в секторе крупной бытовой техники все же сохранялся устойчивый спрос. И по мере выхода из кризиса тенденции роста начнут распространяться по группам товаров, начиная с холодильников до встраиваемой техники и плит.
Впрочем, глубинные факторы роста рынка крупной бытовой техники остаются актуальными в Украине по сей день. По данным исследования MMI Ukraine’2009/3, проведенного компанией TNS осенью 2009 г., кондиционер (тепло-холод) есть у 12,6% взрослых украинцев (опрошены респонденты в возрасте 16-65 лет, проживающие в городах с населением 50 тыс. человек и больше).
Посудомоечные машины и пылесосы с влажной уборкой все еще остаются редкостью (3,6% и 7,4% соответственно). Даже в таких демократичных категориях, как микроволновая печь и автоматическая стиральная машина, уровень проникновения достигает 47,2% и 66,8%. При этом необходимость в замене отдельных видов устаревшего оборудования может достигать 50% действующего парка.
«Устойчивый спрос на рынке крупной бытовой техники, как, впрочем, и на рынке бытовой техники и электроники, зависит в первую очередь от того, насколько он будет заполнен,— уверена Юлия Майстренко.— По данным исследований о проникновении видов техники в дома жителей Украины, у нас далеко не каждый до сих пор имеет СВЧ-печь, автоматическую стиральную машину и пр. Фаза стабилизации на рынке придется на то время, когда люди будут иметь стандартный для европейцев набор техники в доме и начнут ее обновлять».
Правда, перспективы насыщения рынка остаются весьма отдаленными. Так, по мнению ряда экспертов, только на достижение докризисных уровней рынку понадобится год-полтора.