Трейдеры грозят обвалить закупочные цены из-за долгов правительства
Невыполнение Кабмином своих финансовых обязательств грозит дестабилизацией всей зерновой отрасли страны. Призывы к противостоянию с властью уже слышны.
Президент Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимир Клименко вчера заявил: «Если мы не найдем понимания у Кабмина в вопросе погашения задолженности по возврату НДС экспортерам, закупочные цены на зерновые культуры будут снижены ровно на сумму невозмещенного налога — на 20%». Подталкивает к таким действиям зернотрейдеров сумма накопившегося долга по НДС на уровне 5 млрд. грн. Общая сумма задолженности государства перед агросектором, по оценкам господина Клименко, составляет 20 млрд. грн. В связи с этим УЗА обратилась с письмами ко всем кураторам сектора — вице-премьерам Сергею Тигипко, Виктору Слауте и министру МинАПК Николаю Присяжнюку с просьбой ликвидировать задолженность в течение трех месяцев, а также не накапливать новых долгов перед компаниями. По мнению господина Клименко, бомба замедленного действия заложена в проекте госбюджета-2010. «Согласно документу, государство намерено выплатить аграриям всего 20 млрд. грн. НДС, в то время как в 2008 г. эта сумма составляла 32 млрд. грн., в 2009-м — 36 млрд. грн.— и государство осталось должно 20 млрд. Если предусмотренная норма сохранится в бюджетной смете на текущий год, это означает, что государство заведомо закладывает дефицит по НДС, и это надо исправлять»,— считает президент УЗА.
В этой ситуации экспортеры вынуждены сокращать потери. В арсенале зерноторговцев, которые не желают терять маржу, есть несколько вариантов поведения. Первый — сократить экспорт. По последним данным, с начала года объем поставок зерновых на внешние рынки снизился с начала года с 2,1 млн. т в месяц до 800 тыс. т в марте — именно такой динамики ожидают по итогам квартала в УЗА. К подобному поведению на рынке уже прибегла компания Cargill. По некоторым данным, она снизила объем поставок продукции на экспорт до 300 тыс. т в месяц и объявила об отсутствии планов по инвестированию в развитие зерноторгового бизнеса в Украине.
Второй вариант, благодаря которому экспортеры также намерены возложить бремя невозмещенного НДС на хрупкие плечи аграриев,— снижение закупочных цен. Это то, о чем как раз говорит господин Клименко. Правда, когда будет реализован этот сценарий борьбы с вымыванием оборотных средств у экспортеров, пока неясно. Хотя УЗА констатирует, что эту практику они уже начали применять, сами производители сельхозпродукции это отрицают.
«Пока закупка ведется по приемлемым для нас ценам. Удешевления мы не отмечаем»,— сказал «i» глава Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Иван Томич. Именно этот сектор агрохозяйств наиболее подвержен влиянию крупных торговцев зерном, поскольку не имеет собственных мощностей по хранению агропродукции и лишен преимуществ в выстраивании диалога с транснациональными компаниями.
Третий сценарий — остановка экспорта — вообще маловероятен в условиях рентабельности продаж. Так, по данным ИК «Драгон Кэпитал», крупные производители и экспортеры зерновых имеют в этом году валовую рентабельность на уровне не менее 40-50%, в то время как маржа мелкого и среднего производителя не превышает 15-25%. Именно этот показатель может пострадать вследствие непогашения долгов по возврату НДС зернотрейдерам.
Вместе с тем аналитики рынка не склонны драматизировать ситуацию. Причина проста — большая часть экспортноориентированной продукции доставлена конечному потребителю на мировых рынках. Напомним, из 22 млн. т прогнозируемых поставок зерновых в 2009-2010 маркетинговом году уже реализовано более 17 млн. т. Именно этим эксперты объясняют нынешнее падение объемов. Например, вывоз ячменя прекращен, поскольку закупаемые объемы этой продукции Саудовской Аравией уже исчерпаны — 7 млн. т. Аналитики отмечают падение экспорта ячменя еще с конца прошлого года, а кукурузы — с января текущего.
Происходящее наталкивает на мысль о том, что не НДС — главная проблема экспортеров. «Невозмещенный НДС — существенная, но не главная причина падения объема экспорта»,— считает Тамара Левченко, аналитик ИК «Драгон Кэпитал». Она отмечает, что торговля зерном будет по результатам маркетингового года успешной — на уровне 20 млн. т. Позитивную динамику на протяжении этого периода, по ее мнению, продемонстрировали и цены: «Их рост с начала года составил примерно 60%».
Но госпожа Левченко солидарна с господином Клименко в том, что уже в следующем маркетинговом году закупочные цены на сельхозпродукцию в Украине снизятся под давлением нового урожая и проблем с НДС. Хотя зернотрейдеры и попытаются исправить ситуацию путем влияния на мировые цены. «Украина в этом году осуществила поставку 9% мирового экспорта пшеницы, получив право существенного влияния на ценообразование»,— говорит Тамара Левченко.
Тем не менее, вероятно, экспортеры все же прибегнут к более оправданному способу по сохранению показателя прибыльности, который выручал их не один раз, и аграриям все-таки придется уступить в закупочных ценах на продукцию.