Рынки

Банк жаждет комиссии

JPMorgan требует $80,8 млн. у компании Геннадия Боголюбова

Инвестиционный банк JPMorgan хочет отсудить $80,8 млн. у австралийского актива Геннадия Боголюбова. Однако акционеры Consolidated Minerals сомневаются в правомерности этих требований.

Как стало известно «i», 22 февраля 2010 г. должно состояться заседание Верховного суда штата Новый Южный Уэльс (Австралия), на котором будет рассмотрен иск австралийского офиса инвестиционного банка JPMorgan к горнодобывающей компании Consolidated Minerals (Consmin), принадлежащей акционеру ПриватБанка Геннадию Боголюбову, об оплате услуг, оказанных в 2006-2007 гг. На сайте суда опубликовано только расписание судебных слушаний на следующий день, поэтому, состоится ли суд JPMorgan против Consmin, станет ясно только сегодня.

Напомним, борьба за контроль над Consolidated Minerals началась в 2006 г. Купить акции миноритарных акционеров Consmin первой изъявила желание компания Pallinghurst Resources Fund LP, предложившая в октябре 2006 г. 2,08 австралийского доллара за одну акцию. Позже еще несколько потенциальных инвесторов вступили в борьбу, победителем в которой стала Palmary Enterprises LTD, контролируемая господином Боголюбовым. Именно Palmary предложила в декабре 2007 г. 5 австралийских долларов за одну акцию Consmin, в результате чего капитализация горнодобывающей компании превысила 1,3 млрд. австралийских долларов.

Однако вскоре стало известно, что инвестиционный банк JPMorgan претендует на комиссию (за консультирование миноритарных акционеров Consmin) в размере более $80 млн.— такую сумму должна была выплатить горнодобывающая компания. Консультации велись в рамках подписанного в 2006 г. договора, согласно которому комиссия должна рассчитываться как процент от увеличения стоимости акций компании. Таким образом, высокая конкуренция за право контролировать Consolidated Minerals сыграла на руку JPMorgan.

Получить комментарии относительно предстоящего суда не удалось. В частности, представитель Consolidated Minerals аргументировал тем, что решение этого вопроса находится в компетенции лондонской компании Metal Solutions PLC, которая предоставляет всю финансовую информацию, комментарии и взаимодействует со СМИ. Однако запрос «i» в Лондон остался без ответа.

Австралийская пресса отмечает: по мнению руководителей JPMorgan, работа инвестбанка привела к увеличению капитализации Consolidated Minerals, что вполне заслуживает премии. Однако нынешние акционеры не согласны с такой формулировкой и выставили встречный иск, в котором обвиняют руководителя офиса JPMorgan в Сиднее в изменении условий контракта, неверном расчете суммы гонорара, а также в требовании двойной и тройной платы за одни и те же услуги и пр.

Кроме того, в Consmin уверены, что не имеют задолженности перед JPMorgan, так как в феврале 2008 г. горнодобывающая компания заплатила инвестбанку 20 млн. австралийских долларов, с оговоркой, что это полный и окончательный расчет.

Если слушание состоится, то принятое решение может оказать значительное влияние на международный рынок слияний и поглощений. Ведь, согласно австралийскому законодательству, стоимость услуг JPMorgan должна находиться на том же уровне, что и у других потенциальных поставщиков услуг, а работа инвестбанка с клиентом не должна отличаться от действий первого в отношении аналогичных клиентов. На основании этого Consmin потребовала раскрыть информацию о счетах, которые JPMorgan выставил другим горнодобывающим компаниям, участвуя в сделках по их поглощению в период с июня 2005-го по июнь 2007 г.

Сотрудник украинского инвестбанка на условиях анонимности предположил, что даже если Consmin проиграет суд, то ее акционеры смогут найти ресурсы для оплаты услуг JPMorgan. А вот инвестбанк получит непоправимый удар по своей репутации, раскрыв информацию о клиентах и разгласив подробности участия в других сделках на этом рынке.

В ИБ Phoenix Capital отмечают, что общепринятой считается комиссия за успех в размере 3-7% от суммы привлеченных средств. В отдельных случаях инвестиционный банк также взимает незначительную фиксированную/ежемесячную комиссию, которая покрывает текущие затраты инвестиционного банка по трансакции.

Рассматриваемый случай не является сделкой по привлечению капитала, однако JPMorgan не смог защитить горнодобывающую компанию от поглощения. «Инвестиционный банк — это не юридическая организация, где главное — процесс. Здесь главное — результат. При неудачной попытке инвестиционный банк ничего не зарабатывает»,— уверен вице-президент ИБ Phoenix Capital Петр Спатарь.

ilyin_art