Рынки

Скандал вместо энергоэкспорта

Korlea Invest потребует от «Укринтерэнерго» более $300 млн. штрафа

Причиной штрафа является срыв экспортных контрактов. Скандал разгорается на фоне падения объемов украинского энергоэкспорта.

Помнится, как экс-министр топлива и энергетики Сергей Ермилов еще несколько лет назад предупредил о том, что так называемая либерализация рынка экспорта электроэнергии в условиях сохранения государственного монополизма на оптовом рынке электричества приведет к сокращению доходов отечественных экспортеров и падению конкурентоспособности украинского тока.

Суть в том, что в Украине, как известно, продолжает действовать патриархальная по европейским меркам модель единого оптового покупателя и продавца электроэнергии, функции которого выполняет ГП «Энергорынок»,— электричество на экспорт можно покупать только у него. В 2009 г. фактическим монополистом на рынке экспорта продолжало оставаться ГП «Укринтерэнерго», которое реализовывало электроэнергию в странах Западной Европы совместно с компаниями холдинга Korlea Invest. Такое положение отечественные бизнес-группы не устроило, результатом чего стало принятие парламентом в марте 2009 г. закона об аукционном доступе экспортеров к линиям межгосударственных сечений электропередачи.

Появление закона вызвало неоднозначную реакцию среди экспертов. С одной стороны, документ предоставил равные условия доступа к экспорту всем желающим. С другой же, депутаты внесли в закон норму, согласно которой вся электроэнергия на экспорт должна закупаться по цене, не ниже оптового тарифа. Такая норма уже на момент принятия документа фактически закрыла для Украины доступ к энергорынкам соседних стран по причине неконкурентоспособности внутренней оптовой цены за рубежом.

Процесс запуска экспортных аукционов привел к дополнительному удорожанию экспортируемой электроэнергии с 1 января 2010 г. на 4-6% и совпал по времени с тенденцией к долгосрочному ценовому падению на энергорынках европейских стран — с соответствующим снижением спроса на украинское электричество в Венгрии, Словакии и Румынии. При этом оптовая цена электроэнергии на внутреннем оптовом рынке ежемесячно повышается (в феврале этого года — на 3%), что дополнительно сокращает выручку экспортеров.

Первый экспортный аукцион 16 декабря 2009 г. оказался относительно успешным. НЭК «Укрэнерго» реализовала в 2010 г. 250 МВт мощности сечений межгосударственных ЛЭП, соединяющих Бурштынский энергоостров с европейской энергосистемой по цене, превысившей стартовую в три с половиной раза. Конкурировали между собой ООО «Востокэнерго» и ОАО «Западэнерго». В то же время желающих экспортировать ток в Россию, Польшу, Беларусь или Молдову не нашлось по причине высокой оптовой цены.

Оставшиеся 250 МВт мощности Бурштынского острова «Укрэнерго» реализовывает в помесячном режиме, и здесь результаты гораздо скромнее.

Так, в январе НЭК продала 250 МВт мощности фактически по себестоимости, а на последнем аукционе 16 февраля 2010 г. и вообще не было продано ни одного мегаватта — желающих не нашлось. Таким образом, половина экспортной мощности Бурштына на март оказалась невостребованной.

Кроме того, несмотря на реализацию «Укрэнерго» на январь-февраль доступа к 500 МВт энергоострова, фактическая мощность поставок в направлении Венгрии, Словакии и Румынии в первые два месяца составила всего 300-375 МВт. В результате, по данным Минтопэнерго, экспорт украинской электроэнергии в Европу в январе 2010 г. сократился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 6,6% — до 295 млн. кВт-ч.

На фоне падения экспортных объемов в отрасли назревает очередной скандал с возможным судебным разбирательством.

Как сообщил «і» руководитель департамента внешних коммуникаций Korlea Invest Holding AG Андрей Комендо, компании холдинга в ближайшее время выставят «Укринтерэнерго» штрафные санкции на сумму более $300 млн. за отказ в одностороннем порядке от выполнения контрактов, срок действия одного из которых заканчивается в конце 2013 г., остальных — в 2016 г.

По утверждению господина Комендо, действующие контракты между Korlea Invest и «Укринтерэнерго» предусматривают штрафы в размере 30-45% от стоимости недопоставленной электроэнергии, а спорные вопросы должны разрешаться Международным арбитражным судом при палате экономики Австрии, что усложняет положение украинской стороны.

kilnitskiy