Рынки

Российская энергоэкспансия на пороге

Кризисная отечественная энергетика может оказаться легкой добычей для российского капитала

Завершение президентских выборов создает объективные предпосылки для приватизации украинских энергокомпаний. Однако приватизационная спешка властей в попытке залатывания бюджетных дыр может повлечь за собой проникновение в отрасль российских бизнес-групп.

О необходимости возобновления приватизации украинских энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний неоднократно заявляли отечественные эксперты. На протяжении 2008-2009 гг. правительство Юлии Тимошенко предпринимало попытки запуска приватизационного процесса, однако противостояние Кабмина с Секретариатом президента не позволило разблокировать распродажу отрасли.

После формирования новой власти в Украине возникнут объективные возможности для возврата к приватизации энергетики, которая правительству может также оказаться интересной в качестве механизма пополнения дефицитного бюджета. В этой связи возникает закономерный вопрос: кто окажется собственниками отечественных энергообъектов? Вопрос далеко не праздный, если учесть, что для крупных европейских энергокомпаний украинская энергоотрасль в ее нынешнем состоянии вряд ли представляет большой интерес. Сегодняшняя Украина кроме политических рисков может предложить западным стратегическим инвесторам заниженные тарифы на киловатт-час, отсутствие конкурентного рынка электричества, чрезмерное бюрократическое вмешательство в отрасль, а также критичный техноизнос оборудования. С точки зрения классического западного бизнеса перспективы выглядят малопривлекательными.

Совсем иначе могут обстоять дела с россиянами, которые в условиях кризиса активизировали внимание к Украине. В настоящее время крупнейшими частными российскими собственниками в энергетической отрасли России, в частности, являются ООО «Газпром энергохолдинг», ОАО «ЛУКОЙЛ», «ГМК «Норильский никель», «ЕвроСибЭнерго», а также ЗАО «Комплексные энергетические системы» с ее управляющей компанией КЭС-Холдинг.

Кто же может быть заинтересован в освоении украинского рынка?

Об интересе «Газпрома» к украинскому энергетическому пространству написано очень много. Остается только добавить, что ООО «Газпром энергохолдинг» создавалось для консолидации электроэнергетических активов газовой монополии и сегодня управляет ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3), имеет 8,34% акций ОАО «Интер РАО ЕЭС», 10,49% акций ОАО «Холдинг МРСК». 10,49% акций ОАО «РАО Энергетические системы Востока», 3,97% акций ОАО ФСК ЕЭС, 99,2% акций ОАО «Центр Энергохолдинг». Они имеют большой опыт администрирования энергоресурсов.

ОАО «Лукойл» давно присутствует на украинском рынке, но как крупный нефтепереработчик (владеет Одесским НПЗ). В марте 2008 г. группа «ЛУКОЙЛ» подписала соглашение о приобретении 64,31% акций ОАО «ЮГК ТГК-8» (далее — ТГК-8) за $2 117 млн. Электростанции компании расположены в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях и Республике Дагестан Российской Федерации. В целом в регионах присутствия доля компании на рынке электроэнергии составляет около 17%, теплоэнергии — около 60%. Занимаясь энергетикой в России, вполне реально занять часть энергетической ниши на юге Украины.

Интерес ЗАО «Комплексные энергетические системы» к Украине вполне очевиден. КЭС активно «скупил» через оффшорные компании 4 ТГК в России. Владея их контрольными пакетами при заявленной инвестпрограмме размером 165 млрд. руб. КЭС-холдингу удалось вывести оборотные средства в оффшоры по сделкам на сумму порядка 80 млрд. руб. В апреле 2009 г. руководство холдинга получило от министра энергетики РФ Сергея Шматко характеристику «проблемных инвесторов». В 2009 г. президент КЭС Михаил Слободин принял так называемый план «Марс», предполагающий снижение расходов и выплат всех компаний, входящих в холдинг, минимум на 30%: значительное снижение заработной платы, сокращение расходов на текущие ремонты оборудования, капитальное строительство производственных мощностей (некоторые из них работают с 1963 г.).

Компании «ГМК «Норильский никель» и «ЕвроСибЭнерго» не представлены в Украине, и есть мнение, что им попасть на украинский рынок электроэнергетики будет чрезвычайно сложно, а потому внешние и внутренние мотивы руководства этих компаний по экспансии в Украину пока не наблюдались.
Однако что получит в этом случае Украина? Пока российский опыт приватизации генерирующих компаний (ОГК и ТГК) местными группами не дал положительных результатов. Речь, прежде всего, идет о невыполнении инвестиционных обязательств, а также о выводе в зарубежные оффшоры средств в особо крупных размерах за счет недофинансирования энерго- и теплоснабжающих объектов на фоне учащающихся аварий в системе теплоснабжения.

Пожалуй, новому правительству Украины будет нелишне тщательно изучить российский опыт приватизации перед тем, как выставлять на конкурсы отечественные энергетические предприятия. Стоит вдумчиво присмотреться к возможному инвестору, дабы не допустить серьезных ошибок, которые могут привести к необратимым последствиям.

kilnitskiy